Нет предела совершенству

Крупный бизнес Северо-Запада демонстрирует количественную, но главное – качественную динамику роста. Однако очевидно, что без новых институциональных и управленческих решений обеспечить стабильное развитие невозможно

Иллюстрация: Владимир Басов

В конце октября журнал «Эксперт Северо-Запад» презентовал очередной рейтинг крупнейших компаний Северо-Запада «ТОП-250». Участники организованного нашим журналом II Форума крупного бизнеса Северо-Запада, состоявшегося в Петербурге в отеле «Амбассадор», искали ответ на, пожалуй, главный вопрос сезона: что ждет бизнес региона завтра? В условиях неопределенной ситуации на глобальных рынках, снижения ряда макроэкономических региональных показателей, пессимизма отдельных бизнесменов в отношении собственных перспектив вариативность ответов оказалась высокой – от изначально негативных до радужных. Впрочем, в целом настроение бизнеса пока еще балансирует на отметке «плюс». Требуется поддержать развитие бизнес-среды умными государственными решениями, чтобы избежать отметки «минус».

Реальные и оптимальные меры

«Ситуация в Северо-Западном федеральном округе (СЗФО) не очень благоприятная – отмечается замедление темпов роста ряда экономических показателей», – признает заместитель полномочного представителя президента России в СЗФО инвестиционный омбудсмен СЗФО Сергей Зимин. В частности, резко, на 45% по сравнению с докризисным периодом, сократился объем иностранных инвестиций. Однако Зимин предлагает не паниковать, а более тщательно и планомерно заниматься повышением инвестиционной привлекательности регионов, прежде всего при реализации стратегических проектов. «Решения об инвестировании должен принимать непосредственно бизнес. Наша задача как органов власти – поддержать проекты, снимая, к примеру, административные барьеры», – объясняет он.

Председатель Комитета по инвестиционным стратегическим проектам (КИСП) администрации Петербурга Алексей Чичканов считает, что снижение объемов привлеченных инвестиций спровоцировало регионы России на не всегда корректную конкурентную борьбу. Конкуренция, продолжает он, зачастую стимулирует социально-экономическое развитие регионов, заставляя региональные власти при минимуме слов и реверансов предоставлять потенциальному инвестору реальные и оптимальные меры по поддержке инвестиционных проектов. Для Петербурга, к примеру, помимо выгодного географического положения главный плюс в конкурентной борьбе – высокое качество трудовых ресурсов. В регион приходят высокотехнологические, «умные» предприятия, которые производят продукцию с высокой добавленной стоимостью. Однако некоторые регионы РФ в борьбе за инвестора прибегают к запрещенным методам. Например, предоставляя дополнительные налоговые льготы с погашением из бюджета разницы между ожидаемыми и фактическими выплатами. «Подобные шаги, безусловно, привлекают инвесторов, но являются очень спорными с точки зрения бюджетной дисциплины. С такой конкуренцией мы категорически не согласны», – подчеркивает Чичканов.

По мнению Сергея Зимина, необходимо предоставить регионам больше полномочий по привлечению инвесторов. По сути, в настоящее время выбор преференций весьма ограничен: региональные власти, чтобы заполучить инвестора, могут «поиграть» с налогами на прибыль и на имущество. Но итоговый результат в силу незначительных количественных показателей подобных «игр» не будет определяющим для инвестора при принятии окончательного решения о приходе в тот или иной регион. «Фискальная политика имеет серьезные изъяны. У регионов абсолютно недостаточно экономических полномочий по реализации инвестиционной политики», – дополняет вице-президент Союза промышленников и предпринимателей Санкт-Петербурга Николай Ковалев.

Партнер, руководитель международной практики PwC в области железнодорожной и транспортной инфраструктуры, руководитель группы инфраструктурных проектов и группы по сопровождению сделок слияния и поглощения PwC в России Джулиан Смит полагает, что у России большие возможности для привлечения инвестиций. Не так давно фирма PwC провела исследование, в рамках которого 41% руководителей глобальных транснациональных корпораций заявили, что не видят возможностей для роста внутри своих стран и считают необходимым выходить на рынки развивающихся государств.

России предстоит конкурировать за ресурсы, к примеру, с Бразилией, Индией и даже странами Африки. При этом несомненное достоинство нашей страны – интеллектуальный потенциал. Это достоинство, однако, нивелируется слабым институциональным подходом. «Развитие бизнеса, взаимодействие с госструктурами внутри страны и в целом с внешним миром – очень низкое. Все мы знаем об уровне бюрократии и недостаточном инфраструктурном развитии», – говорит Смит. Уточняя при этом, что зачастую негативный имидж, закрепившийся за Россией, не соответствует действительности. «Если Россия в целом и Северо-Запад в частности будут заниматься решением административных вопросов, развитием инновационной деятельности, проблематикой необходимого количества кадровых ресурсов, прогноз на будущее достаточно оптимистичен», – считает Смит.

Реперные точки

И Сергей Зимин, и Алексей Чичканов делают ставку на реализацию стратегий развития регионов СЗФО в целом и Санкт-Петербурга в частности. «Стратегия развития округа разработана, находится на рассмотрении в правительстве России. Попытки прогнозирования ситуационных процессов в экономике региона предпринимались и ранее, но, пожалуй, впервые подобный документ обсуждается столь широко. Заложенные в нем показатели тщательно продуманы», – отмечает Зимин. При подготовке стратегии предложения о включении в документ инвестиционных проектов представили все регионы СЗФО. Заявлено более 300 проектов, в итоговый перечень вошли 43 проекта общей стоимостью 2 трлн рублей. При этом 170 млрд рублей в рамках их реализации уже освоены. В Северной столице, поясняет Чичканов, требуется определить точки роста, которые станут для экономики города наиболее выигрышными, с тем чтобы направить основные инвестиции именно в эти отрасли.

Николай Ковалев одной из реперных точек ожидаемо видит промышленное производство, и прежде всего машиностроение. Однако вопросов у промышленников на данный момент гораздо больше, чем ответов у власти. В Петербурге, по словам Ковалева, по сей день, несмотря на многочисленные обсуждения, не сформулирована внятная стратегия развития промышленной политики, планы промышленного развития слабо увязаны с Генеральным планом города. Но гораздо важнее – и печальнее – то, что в последние годы значительно сократился объем средств, которые предприятия могли бы направлять на собственное развитие. Изменения в налоговом законодательстве привели к росту отчислений на иные, в частности социальные, цели. Поэтому, несмотря на формальное увеличение объемов производства (что зафиксировано и в рейтинге «ТОП-250») и, соответственно, выручки, реальных денег у компаний остается все меньше.

Старший вице-президент Банка ВТБ заместитель руководителя Северо-Западного регионального центра Владислав Трофимов констатирует, что ситуация на финансовом рынке характеризуется нарастанием предкризисных ожиданий, появлением новых вызовов. «Но все это мы уже видели в 2008 году. Это хорошо выученный урок, по которому после сдачи первого экзамена все последующие сдавать гораздо легче», – уверен он. Впрочем, к общеизвестным валютным и отраслевым рискам добавилось уже подзабытое понятие страновых рисков. «Многие клиенты российских банков имеют бизнес или в странах, находящихся в преддефолтном состоянии, или в странах с политической нестабильностью. Это новые риски, которые постоянно разрастаются, и банки вынуждены их учитывать, принимая решения по финансированию инвестиционных проектов или выдаче классических кредитов», – рассказывает Трофимов.

Что касается ситуации на отечественном кредитном рынке, то в последние месяцы налицо дефицит ликвидности. Банки начинают серьезную конкурентную борьбу за кредитные ресурсы, получаемые на аукционах Министерства финансов РФ. Дефицит свободных денег влияет и на их стоимость. К примеру, на последних аукционах Минфин размещал кредиты на три месяца под 7,5-8% годовых. «Денег в банковской системе много, но они стали дороже, подходы к рискам при выдаче кредитов носят все более консервативный характер», – замечает Трофимов.

Нефантастические темпы

Делает ставку на развитие промышленного производства в масштабах всей страны и рейтинговое агентство «Эксперт РА», подготовившее очередной рейтинг «400 крупнейших компаний России». Рейтинг публикуется с 1995 года, в 2004-м он был расширен с 200 до 400 компаний. С тех пор суммарный объем продаж участников рейтинга в долларовом эквиваленте вырос почти вчетверо, и это с учетом кризиса 2008 года. В ближайшем будущем вряд ли стоит рассчитывать на сохранение подобных темпов. Однако, по оценке «Эксперт РА», сделавшего прогноз на ближайшие десять лет, уровень 2,5 трлн долларов для участников топ-400 2021 года против 1,1 трлн в 2010-м вполне достижим, правда никто не поручится, что это будут те же участники, что и сейчас.

Собственно, речь идет не о таких уж фантастических темпах – для достижения заявленного показателя совокупная выручка 400 крупнейших российских компаний должна увеличиваться в среднем всего на 9,4% в год, размышляет заместитель генерального директора «Эксперт РА» Дмитрий Кабалинский. Зато качество роста будет выгодно отличаться от последнего десятилетия. Повышение цен на энергоносители (напрямую или опосредованно) было единственным значимым фактором увеличения выручки компаний в рейтинге «Эксперт-400». В настоящее время этот потенциал практически исчерпан – в ближайшее десятилетие центр роста переместится за пределы топливно-энергетического комплекса.

Главными двигателями роста станут, по мнению «Эксперт РА», финансовый сектор, обрабатывающая промышленность и агропромышленный комплекс. Помимо промышленной политики на повестке дня – разворачивание инновационной инфраструктуры, последовательная реализация крупных проектов, инвестиции. Но проявилась еще одна насущная потребность: в России необходимо настойчиво растить компании глобального масштаба. Это требует изрядного терпения и усилий власти, общества, бизнеса. Однако без глобальных лидеров столь оптимистичный прогноз неосуществим.

По словам Кабалинского, Северо-Запад имеет большой потенциал, прежде всего с учетом запланированного повышения показателей в обрабатывающем секторе. Уже сейчас регионы СЗФО демонстрируют более качественные показатели, нежели российские регионы в целом. В частности, по итогам рейтинга «ТОП-250» выручка крупного бизнеса округа выросла более чем на 25%, при том что соответствующий федеральный показатель остановился на отметке 20,2%.

По прогнозу «Эксперт РА», через десять лет список крупнейших компаний страны может возглавить банк. На Северо-Западе финансовые институты по итогам очередного рейтинга также показали рост, однако удастся ли изменить основной тренд (лидерство в рейтинге прочно захватили нефтедобывающие и металлургические предприятия), предсказать сложно. Кардинальных изменений в структуре экономики СЗФО по итогам 2010 года не произошло, наибольшая доля (24,3%) по выручке сохраняется за нефтяной и нефтегазовой промышленностью, доля черной и цветной металлургии после восстановления спроса на мировых рынках увеличилась до 10,1% против 8,98% годом ранее.

Сырьевая зависимость экономики округа и страны в целом сохраняется, признает руководитель аналитического центра «Эксперт Северо-Запад» Ольга Великанова. Однако очевидны новые тенденции, закрепление которых может стать импульсом для формирования новых экономических доминант. Если таким отраслям, как машиностроение, информационные технологии, строительство, химическая и нефтехимическая промышленность, удастся сохранить заданные годом ранее темпы роста, появится реальный шанс диверсифицировать экономику СЗФО.

«Впечатляющий прогноз в отношении 2020 года, в него очень хочется поверить, но необходимо четко понять механизмы достижения заявленных показателей», – комментирует итоги рейтингов «Эксперта» и «Эксперта Северо-Запад» проректор Санкт-Петербургского государственного университета руководитель Высшей школы менеджмента Валерий Катькало. Фактор времени становится все более значимым в российском бизнесе, необходимо не отстать от изменений, которые происходят сейчас в мировой экономике. При этом требуется не просто соответствовать современному технологическому и управленческому уровню развития, но и искать возможности для опережающих шагов.

Автомобильная промышленность, машиностроение, в том числе транспортное, действительно могут стать локомотивами развития, говорит Катькало. Однако это отрасли, в которых невозможны стремительные преобразования. Инвестиционный цикл, включающий в себя не только освоение новых видов продукции, но и увеличение доли рынка, занимает минимум пять-шесть лет. А значит, чтобы через десять лет лидировать, компании в этих отраслях должны стартовать уже сейчас.

Отраслевые преимущества

Строительная отрасль и в следующих рейтингах будет демонстрировать качественные показатели роста, убежден генеральный директор, председатель правления Группы ЛСР Александр Вахмистров. Проанализировав итоги работы группы в Москве и Московской области, Уральском регионе, Петербурге и Ленинградской области, он констатирует: Северная столица и Ленобласть наиболее сбалансированы и легитимны с точки зрения привлечения инвестиций в недвижимость. Кризисные периоды строительный сектор региона преодолел достаточно уверенно, оставшись конкурентоспособным и интересным для инвесторов.

При этом дополнительный стимул для развития получают те строительные компании, которые параллельно занимаются производством стройматериалов. В текущем году Группа ЛСР в дополнение к уже имеющимся производствам запустила в городе Сланцы Ленинградской области цементный завод, инвестиции в который составили порядка 450 млн евро, и, как заверяет Вахмистров, останавливаться на этом не намерена. Одновременно с запуском новых производств происходит модернизация существующих. «Снижение издержек, рост производительности труда благодаря инновационной деятельности и модернизации», – этот рецепт, считает Вахмистров, поможет Группе ЛСР остаться первой среди компаний строительной отрасли Северо-Запада и в долгосрочном периоде.

По оценке Джулиана Смита, Северо-Запад является лидером среди других округов России по количеству и качеству реализованных и реализуемых инфраструктурных проектов. Смит выделяет четыре основных условия для успешной реализации инфраструктурного проекта. Во-первых, наличие четкой стратегии и политической готовности к его реализации, во-вторых, правильное определение приоритетов, «когда участники проекта четко понимают, что им нужно». Также, по мнению Смита, требуется определить баланс долевого участия государства и бизнеса в случае, если проекты реализуются по схеме государственно-частного партнерства (ГЧП), и администрировать необходимую нормативно-правовую базу. «Петербург – первый регион в России, принявший закон о ГЧП, и на его примере мы видим, как сложно, но одновременно необходимо развивать инфраструктурные программы», – считает Смит.

«Инвестиции в рамках проектов ГЧП – один из инструментов финансирования в те отрасли, которые нам нужны, прежде всего в инфраструктуру. Среди преимуществ – город получает объект, построенный в рамках проекта, дешевле с точки зрения капитальных вложений. Уже на стадии квалификации по тому или иному конкурсу есть возможность отсечь компании, не обладающие достаточным опытом или финансовыми ресурсами. Это позволяет минимизировать риски, связанные с тем, что компания не достроит объект. Кроме того, инвестор мотивирован применять современные технологии, ведь по проектам ГЧП предусмотрено, что объект эксплуатирует та же компания, которая отвечала за проектирование и строительство. А значит, она заинтересована в максимально качественном выполнении работ», – рассуждает Алексей Чичканов.

Один из наиболее успешных проектов, реализуемых по принципу ГЧП, – модернизация аэропорта «Пулково» в Петербурге. Сергей Эмдин, генеральный директор компании «Воздушные ворота Северной столицы», которая управляет «Пулково» и ведет проект по его модернизации, рассказывает, что с момента старта проекта в апреле 2010 года накопился определенный опыт работы. «Два летних периода, когда наблюдается рост пассажиропотока, пройдены успешно, несмотря на то что оба терминала „Пулково“ и морально, и физически устарели. Пассажиропоток растет – по итогам 2011 года планируем, что он составит 9,6 млн человек, в следующем году преодолеем отметку 10 млн человек в год», – поделился Эмдин. К декабрю 2013 года концессионер завершит первую фазу проекта, предусматривающую возведение нового пассажирского терминала, так называемой Северной посадочной галереи, обслуживающей международные рейсы, а также реконструкцию привокзальной площади и аэродромной территории.

Одна из основных проблем, по словам Сергея Эмдина, – «абсолютный диссонанс» в тарифной политике транспортной отрасли. «Наш инвестиционный проект рассчитан на 30 лет, но тарифная политика реализуется лишь на год вперед. В результате сложно просчитывать инвестиционные риски, сроки окупаемости проекта», – указывает он. Решение проблемы Эмдин видит во внедрении в транспортной сфере модели тарификации на долгосрочной основе, по которой, к примеру, уже работает энергетическая отрасль.

Генеральный директор компании «Ленэнерго» Андрей Сорочинский подтверждает, что введение долгосрочной модели тарифного регулирования позволяет делать более четкие прогнозы по развитию энергетической отрасли, осуществлять инвестиционные проекты в просчитываемой временной перспективе. «„Ленэнерго“ решает задачу качественного снабжения электроэнергией потребителей в условиях существенного – до 70% – износа производственных фондов. Задача модернизации – первостепенная. Одновременно мы должны обеспечить энергоресурсами те темпы развития, которые демонстрируют предприятия Петербурга и Ленобласти», – говорит Сорочинский.

Стратегия развития «Ленэнерго» стоимостью 100 млрд рублей предусматривает проведение до 2015 года серьезных модернизационных проектов, связанных с заменой оборудования, развитием электросетевой инфраструктуры. «Понятно, что нам необходимы еще и нетарифные источники, чтобы обеспечить требуемые темпы модернизации. Один из источников – федеральный бюджет. В прошлом году мы получили 5 млрд рублей из федерального бюджета на реновацию кабельной сети Петербурга», – приводит пример Андрей Сорочинский. Среди значимых достижений последних месяцев он называет значительное сокращение времени на технологическое подключение потребителей. Если прежде для этого требовалось более двух месяцев с момента подачи заявки, то теперь все необходимые процедуры занимают не более 30 дней.

Еще одна отрасль, чувствительная к качественному развитию инфраструктуры, – телекоммуникации. «Скорость принятия решений, обмена информацией в современном бизнесе выходит на первое место, соответственно влияние связи постоянно увеличивается. И телекоммуникационные компании должны соответствовать требованиям рынка», – не сомневается первый заместитель Северо-Западного филиала компании «МегаФон» Петр Акульшин. На его взгляд, структура потребления услуг связи в последние годы значительно изменилась: если прежде преобладали голосовые вызовы, то теперь телеком-компании отмечают рост пакетного трафика.

По статистике «МегаФона», объем интернет-трафика увеличился в 30 раз, и темпы роста, как полагает Акульшин, будут повышаться. Кроме того, операторы взяли курс на дальнейшее расширение зон покрытия, инвестиции в телекоммуникационную инфраструктуру регионов Северо-Запада. «МегаФон» также работает над устранением цифрового неравенства, с тем чтобы предоставить всем жителям СЗФО равные возможности получения информации и обмена данными.

Валерий Катькало напоминает, что успешность компаний зависит также от их социальной ориентированности: «Социальные обязательства не должны восприниматься как принудительное обязательство, любую бизнес-стратегию нужно рассматривать только в контексте взаимодействия с обществом». Его поддерживает управляющая по связям с общественностью компании «Филип Моррис Сэйлз энд Маркетинг» Мария Кулахметова. «Крупный бизнес должен брать на себя социальные обязательства, заботиться о тех, кто слаб. Но необходимо также обращать внимание на образование, к примеру на помощь в развитии профессионального обучения. По сути, бизнес может точечно доработать ключевые вопросы в росте кадрового потенциала. Для „Филип Моррис“ поддержка профессиональных образовательных учреждений – один из основных пунктов корпоративной социальной ответственности. При этом задача компании – не просто предоставить средства училищам, а научить их зарабатывать деньги, привнести в них бизнес-менталитет», – подчеркивает Кулахметова.

Соответствовать темпам

Итак, можно констатировать: Россия очень быстрыми темпами интегрируется в мировую экономику, и с учетом возможного прихода иностранных конкурентов крупным отечественным компаниям необходимо понимать, за счет каких качеств они могут удержать свою долю на национальном потребительском рынке. Конкуренция не только на глобальном рынке, но и внутри страны требует перехода от интуитивного умозрительного представления о механизме принятия управленческих решений к знанию современных теории и инструментария успешного ведения бизнеса.

Крупный бизнес Северо-Запада функционирует в жестких конкурентных условиях. И если компании не создадут мощную бизнес-составляющую, толерантную к современным методам управления, защищенную от давления со стороны государства, но тем не менее проповедующую толерантную культуру сотрудничества и кооперации, и мы не поймем, что сегодня это элементарный стиль ведения бизнеса, вряд ли те стратегии, которые в настоящее время столь часто обсуждаются, будут в итоге реализованы.   

Санкт-Петербург