Не надо революций

Транспорт
Москва, 12.12.2011
«Эксперт Северо-Запад» №49 (545)
Александр Солодкий: «Отложенная из-за недостатка средств реализация запланированных транспортных проектов в будущем обойдется дороже и городу, и горожанам»

Фото: Александр Крупнов

Один из руководителей разработки Транспортной стратегии-2025 проректор Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета Александр Солодкий считает, что верная концепция развития транспортной сети города сформулирована десятилетия назад. Проблема – в медленной реализации.

– Насколько отстает развитие транспортной сети Петербурга?

– Лет на 30-40. Когда читаешь разработки в области развития транспортной инфраструктуры города, написанные в 1970-х годах, с удивлением видишь, что начинаются они практически теми же словами, что и сегодня: «В связи с бурным развитием автомобилизации…», и предусматривают строительство объектов, которых до сих пор нет. Уровень автомобилизации за это время вырос почти в десять раз, но построен единственный мост.

– Откуда возникает отставание?

– Транспорт не может развиваться изолированно от развития города. Конфигурация дорожной сети, как и выбор вида общественного транспорта, в каждом случае оптимально подходящего для решения задач по перевозке населения, в конечном итоге зависит от того, каким видит себя город. Если мы строим моноцентрический город, в котором дисбаланс мест приложения труда и проживания – более 800 тыс. человек, то должны обеспечить этому количеству людей возможность ежедневно приехать в центр и уехать из него. То есть определенная градостроительная политика формирует конкретные задачи в области развития транспорта, но не наоборот.

– Другое препятствие – хроническое недофинансирование?

– Мы должны осознать одно: Петербург – бедный город. Наш бюджет при масштабах города, при задачах и функциях, которые на него возложены, при тех проблемах, которые накопились за полвека в градостроительном плане, явно недостаточен. Транспортная инфраструктура – дорогостоящая вещь, расходы на нее занимают первое-второе места в бюджетах разных государств. И решение транспортных проблем, в том числе развитие транспортной инфраструктуры Петербурга, должно осмысляться исходя из факта недостаточности бюджетных средств. Если у тебя есть определенная жестко ограниченная сумма на транспорт, то надо смотреть, на что ее потратить таким образом, чтобы получить наибольший эффект для населения и экономики.

Очень важная особенность Стратегии-2025 – в ней заявлено, что необходим переход к управлению спросом и способами его удовлетворения. В условиях, когда все большее количество людей хотят ездить на автомобилях, прямое удовлетворение спроса – нерешаемая задача. Мир прошел через это, и нам придется. Поэтому сегодня говорят о приоритете общественного транспорта, так как такой подход позволяет за те же деньги решить большее количество задач.

– Какие проекты следует осуществлять в первую очередь, учитывая, что денег на «красивую жизнь» у города нет?

– Не надо каждый раз начинать с революций. Что касается уличной дорожной сети, то есть генеральная схема ее развития, увязанная с Генпланом города и утвержденная постановлением правительства. Нормальный, взвешенный документ, предлагающий создание опорной транспортной сети, в которую входят магистрали скоростного движения, магистрали непрерывного движения и (это новое понятие) магистрали с улучшенным режимом движения.

Скоростных предполагается всего три: КАД, ЗСД и широтная магистраль с мостом в створе улиц Фаянсовой и Зольной, которая соединит две первые. Она вместе с ЗСД существенно разгружает центр от транзитного транспорта. Вот эту магистраль как раз надо срочно проектировать. Объясню, почему. По классу она аналогична ЗСД, и реализовывать ее нужно также на принципах государственно-частного партнерства. Она будет вполне востребована и в качестве платной дороги. ЗСД планируют закончить к 2015 году. К этому моменту необходимо быть готовыми к строительству третьей скоростной магистрали, чтобы не растерять опыт, накопленный проектировщиками, строителями, подрядчиками. Дорого? Да. Но если медлить, обойдется дороже – и городу, и горожанам.

– Что уже потерял город из-за медленной реализации планов?

– В программе развития дорог 1997 года была нарисована совершенно иная опорная сеть, состоящая из магистралей скоростного и непрерывного движения. Предполагалось, что они образуют внутреннее транспортное кольцо (близкое по прохождению к железнодорожному), соединенное с КАД радиальными связями. Сегодня это уже не получится. Опоздали – территории застроены. В Генплане их уже нет.

Пришли к выводу: раз нет возможности сформировать каркас из магистралей скоростного непрерывного движения, надо дополнить его магистралями с улучшенными условиями движения. В чем их смысл? Это наиболее загруженные магистрали, пропускную способность которых необходимо увеличить. Узкое место – перекрестки: у них минимальная пропускная способность. В зависимости от транспортного потока на пересекающих магистраль улицах будет различное снижение пропускной способности перекрестка. В местах пересечения двух магистралей с высокой интенсивностью движения и возникают пробки. Для расшивки этих узких мест необходимо создавать неполные развязки – путепроводы или тоннели, которые пропустят без остановки основной поток. Светофор останется, но мы получим магистраль с примерно постоянной пропускной способностью на всем протяжении.

На этих магистралях также необходимо построить подземные и надземные переходы. Желательно создать боковые проезды, которые дадут возможность парковаться у магазинов, ресторанов, отелей, не занимая основной проезд магистрали. Добавляем сюда автоматизированную систему управления дорожным движением – и получаем так называемое квази-непрерывное движение. Вот эти планы и нужно реализовывать сегодня.        

Санкт-Петербург

У партнеров

    «Эксперт Северо-Запад»
    №49 (545) 12 декабря 2011
    Балтийский завод
    Содержание:
    Лед тронулся

    Чтобы приступить к размещению заказов на строительство ледокольного флота и сохранить работоспособность Балтийского завода, государство решилось на банкротство предприятия

    Реклама