Из обязательного – в добровольное

11 июня 2012, 00:00
  Северо-Запад

Заместитель директора по корпоративным продажам Северо-Западной дирекции СК «Альянс» (товарный знак – РОСНО) Наталья Ушакова:

Фото: архив «Эксперта С-З»
Наталья Ушакова

– Среди страховых компаний и их клиентов есть два противоположных мнения о том, являются ли обязательные виды страхования драйвером роста истинно добровольных видов, не завязанных на требования закона, банка, лизинговой компании, или, наоборот, приводят к снижению доли добровольных видов страхования, вызывая протест страхователей.

В последние годы государство обратило пристальное внимание на страховую отрасль: дорабатываются законы, вводятся новые обязательные виды страхования. Это важный исторический момент, позволяющий формировать потребность в страховании на государственном уровне, но здесь главное – не перегнуть палку. Обязательных видов страхования не должно быть много, и их нужно вводить постепенно, иначе есть риск вызвать обратный эффект с точки зрения как возрастания финансовой нагрузки на бизнес, так и психологического восприятия их страховщиками. Мы наблюдаем, что ряд компаний воспринимают обязательное страхование как дополнительный налог и опасаются роста стоимости продукции ввиду дополнительных затрат.

Однако нельзя не принимать во внимание опыт Запада, который показывает, что толчком к развитию страховой культуры предприятий и граждан становятся именно обязательные виды страхования. Конечно, мы не можем скопировать европейскую модель страхования по причине различий в социально-экономической базе, опыте развития и менталитетах, но видим, что в России роль обязательных видов в развитии страховой культуры бизнеса не менее важна. Страхование – надежная защита от непредвиденных затрат, что подтверждают реальные страховые выплаты.

Более того, мы все чаще замечаем следующую тенденцию: когда в силу обязательных требований банка, лизинговой компании или закона компания заключает договор страхования, ее менеджеры предпочитают тщательно ознакомиться с условиями договора и разобраться в условиях страхования и особенностях продукта (покрываемые риски, исключения, дополнительные опции и расширение ответственности страховщика). Таким образом, страховая грамотность бизнеса развивается, возникает интерес к страховым продуктам, о которых никто ранее не задумывался. В итоге предприятия, узнав о преимуществах добровольных видов страхования в своей отрасли, о примерах реальных страховых событий и выплат, приходят к выводу, что страхование необходимо, и обращаются к страховщику за разработкой комплексной программы под свои задачи.