Оценочный парадокс

Вопреки тревожной ситуации в экономике лизингодатели смягчают требования к заемщикам

Иллюстрация: CHRISTOPHER CASPELLI

Рекордов двух последних лет в этом году лизинговому рынку не повторить: эффект отложенного спроса, который разогревал рынок в 2010-2011 годах, полностью исчерпан. В 2012-м лизингодатели ожидают умеренных темпов роста, в том числе в связи с ограниченными возможностями фондирования. На рынке наблюдается некоторое ослабление требований к заемщикам, но оно скорее вынужденное: этого требует конкуренция. Однако ряд игроков полагают, что торопиться с подобными мерами не стоит. По их прогнозам, годовые темпы прироста лизингового рынка в 2012-м составят примерно 20-40%, и тренды первого полугодия демонстрируют, что эти цифры вполне реальны. На такой рост объемов нового бизнеса, как в 2010-м (более 100%) и 2011 году (80%), конечно, рассчитывать не стоит.

Без ускорения

«В 2011 году бурный рост объемов достигнут отчасти за счет эффекта низкой базы, отчасти – из-за высоких показателей государственных закупок через лизинг подвижного состава, что дало около половины всего объема лизинговых сделок за прошлый год, – отмечает директор департамента развития компании „РЕСО-Лизинг“ Сергей Калинин. – В первом полугодии 2012 года эта пропорция стала более справедливой, то есть объективнее отражает реальный спрос предпринимателей. Думаю, рост составит около 40%».

Драйвером традиционно выступила розница – лизинг легкового транспорта и спецтехники. Во-первых, спрос здесь всегда более стабилен, так как обновлять автопарк предприятиям приходится чаще, чем производственное оборудование. Во-вторых, ликвидность объектов лизинга в ритейле позволяет лизингодателям менее жестко подходить к оценке клиента.

С более уникальным и дорогостоящим оборудованием дело обстоит сложнее. Инвестиционная активность бизнеса по-прежнему невысока, компании инвестируют только в необходимое, да и банки, оценивая риски по таким сделкам, очень внимательно рассматривают предмет лизинга, который автоматически становится объектом залога для них. Тогда как в розничном сегменте банки в большей степени сконцентрированы на анализе финансового состояния лизингодателя и качестве его портфеля. «Со второго квартала этого года спрос на лизинг несколько снизился из-за нестабильной ситуации в экономике, – констатирует заместитель директора по коммерции ГК „Интерлизинг“ Александр Рябцев. – В первую очередь компании откладывают крупные проекты. Однако активность в сегменте легкового транспорта продолжает расти».

Накроет всех

На положение дел в лизинговой отрасли влияет и ситуация с ликвидностью в банковской системе. Имея ограничения в привлечении ресурсов, кредитные организации стали избирательнее подходить к выбору заемщика, ряд из них если и не отказывали в финансировании, то урезали лимиты, повышали ставки. «С середины прошлого года зарубежные и российские банки начали поступательно ограничивать количество заемщиков-лизингодателей. Это привело к тому, что ряд компаний – участников рынка начали испытывать сложности с привлечением инвестиций, – рассказывает генеральный директор „CARCADE Лизинга“ Лариса Власова. – В то же время крупные лизинговые компании начали активно привлекать средства путем выпуска облигационных займов. Это и позволяет лидерам рынка удерживать на прежнем уровне стоимость услуг финансовой аренды». Особенно остро для независимых игроков стоит вопрос с длинным финансированием.

Таким образом, те организации, которые в наименьшей степени ощутили проблемы с фондированием, получили фору в конкурентной борьбе. А она, кстати, становится все жестче, и не только потому, что инвестактивность в стране не растет, но и вследствие усиления позиций компаний, работающих при госбанках. Как неоднократно указывали коммерческие игроки рынка, эти структуры ведут активную деятельность не только в сегменте крупных сделок (что вполне логично), но и в рознице, где конкурируют за счет более низкой стоимости услуги.

В результате растущей конкуренции на рынке ощущается неоднозначное отношение компаний к риск-менеджменту. Подходы к оценке рисков лизингодатели кардинально изменили после кризиса 2008 года, сильно их ужесточив. «Куда же больше ужесточать после того, что сделано по итогам кризиса 2008-2009 годов? – удивляется Сергей Калинин. – Пройдя кризис, мы стали умнее и осторожнее, не поддаемся эйфории опережающего спроса. Лизинговая отрасль встроена в экономику. Если будет продолжаться рост, пусть даже небольшой, лизинг продолжит развиваться, если случится кризис – плохо станет всем. Даже если у тебя прекрасная риск-политика и великолепный портфель, по технологической цепочке неплатежи накроют всех, хотя и в разной степени».

Даже если предположить, что ужесточение действительно не требуется, остается вопрос: стоит ли идти по пути смягчения? Лизинговые компании уверяют, что им приходится это делать из-за жесткой конкуренции. «Несмотря на настороженные настроения в финансовой отрасли, к началу второго полугодия 2012 года большая часть лизинговых компаний смягчили требования к заемщикам. Например, мы вывели на рынок финансовые продукты с первым взносом от 4%, – говорит Лариса Власова. – Стоит отметить, что на рынке сложилась парадоксальная ситуация: с одной стороны, часть наших коллег испытывают проблемы с привлечением фондирования для того, чтобы продолжать финансировать лизингополучателей в прежних объемах. С другой – работает большое количество компаний с участием государственного капитала, имеющих доступ к сравнительно недорогому финансированию, и они не прекращают свою деятельность, а, наоборот, агрессивно работают над привлечением новых клиентов. Это вынуждает и других участников рынка активно участвовать в конкурентной борьбе».

Действительно, в начале этого года аналитики ожидали, что ко второму кварталу большая часть лизинговых компаний пересмотрят критерии риск-менеджмента в сторону ужесточения, как это сделали банки. Однако подобного не произошло, а вводимые послабления настораживают. «В текущей нестабильной макроэкономической ситуации с замедлением роста экономики основная угроза для лизинговой отрасли заключается в неадекватной либерализации риск-менеджмента в угоду росту продаж, – соглашается Александр Рябцев. – Хотя уроки кризиса 2008 года не забыты, в условиях конкуренции лизинговые компании часто пренебрегают опытом прошлых лет, занижая авансы и подходя более либерально к оценке рисков». Поэтому предпосылки к увеличению доли «плохих» долгов в портфелях лизингодателей все же есть: рынок постепенно замедляется, компании, пытаясь сохранить прежние темпы роста, жертвуют качеством оценки рисков.

Впрочем, по словам Рябцева, средний аванс по лизинговой сделке по-прежнему составляет около 20% по автотранспорту, строительной технике и ликвидному предмету лизинга, по менее ликвидным позициям – от 30%.

Не только деньги

Если исключить высокорисковые инструменты конкуренции, такие как демпинг и пренебрежение рисками, то в этом году, по мнению участников рынка, наиболее актуальное оружие – клиентоориентированность и комплексный подход к оказанию услуги. Если в 2011 году основная борьба между лизинговыми компаниями развернулась в ценовом поле, то в этом большую роль играет маркетинговая составляющая, продолжает Лариса Власова. В течение первых шести месяцев этого года лидеры отрасли делали ставку на развитие партнерских отношений с поставщиками и, соответственно, на вывод новых совместных продуктов на специальных условиях.

«Во втором полугодии лизинговые компании сосредоточатся на развитии сервисных решений для лизингополучателей, – прогнозирует Власова. – Тенденция к этому начала прослеживаться уже во втором квартале. В частности, мы выпустили продукт, который позволяет в рамках единого договора финансовой аренды получить широкий спектр сервисных решений по обслуживанию автомобилей, включая подготовку транспорта к эксплуатации, подбор страхового решения, а также техническое обслуживание на дорогах».

Если ситуация в экономике останется стабильной, то этот тренд усилится: в розничном сегменте лизингодатели уже сейчас включают в пакет услуг не только непосредственно финансирование, но и оформление страховки на транспорт, хранение резины, технический сервис. Таким образом они убивают двух зайцев – улучшают сервис и наращивают доход с одного клиента. Второе особенно актуально, когда фондирование дорожает, а существенно повышать стоимость финансирования не позволяет конкуренция. 

Санкт-Петербург