Откат на три года

Бюджет Петербурга в 2013 году, как и в нынешнем, окажется напряженным. Из-за ухода крупных налогоплательщиков казна недосчитается как минимум 30 млрд рублей

Фото: архив «Эксперта С-З»

Под занавес недели петербургский губернатор Георгий Полтавченко внес в Законодательное собрание проект бюджета на 2013-й и на плановый период 2014-2015 годов. Предварительно, во вторник, документ был одобрен городским правительством. Рост доходов в следующем году ожидается чисто символический – 12,7 млрд рублей, или 3,4% к уровню 2012-го. Расходы и вовсе снизятся с 420 до 405,9 млрд рублей. Правда, как обещают в Смольном, не за счет сокращения расходов на социальную сферу.

Этот бюджет для губернатора фактически первый после его прихода в Смольный. Предыдущий главный финансовый документ года хоть и вносился в парламент Полтавченко, формировался командой Валентины Матвиенко (см. «Расплата за чужие долги», «Эксперт С-З» №37 от 19 сентября 2011 года). Тогда новый градоначальник не стал вторгаться в распределение денег, а лишь заблокировал финансирование двух мегастроек – Орловского тоннеля и легкорельсового трамвая. Нынешний же бюджет полностью на совести его команды.

Во всем виноваты КГН

Бюджетные параметры, обнародованные во вторник, удручают. Сумма запланированных доходов – 380,8 млрд рублей – за исключением знака после запятой совпадает с показателем, который фигурировал в бюджете-2011 (380,9 млрд). Получается, что по объему доходов городская казна оказалась отброшена на два года назад. И это – в абсолютных цифрах. Если же включить дефлятор, то окажется, что на все три года.

Но винить Смольный, по большому счету, не в чем. Причин, по которым бюджет сократился по сравнению с 2011 годом даже в номинальных цифрах, а в следующем вырастет лишь на символическую величину, по большому счету, две. Первая – техническая. С 2012 года вступила в силу реформа бюджетных и автономных учреждений. Получаемые ими от предоставления платных услуг средства, а также поступления от страховой медицины перестали отражаться в доходной части бюджета. Расходы эти учреждения стали производить с лицевых, а не казенных счетов. В результате и доходная, и расходная части городского бюджета похудели примерно на 40 млрд рублей.

Вторая причина серьезнее. Она связана с введением института консолидированной группы налогоплательщиков (КГН). Поправки, внесенные в ч. 1 и 2 Налогового кодекса РФ, стимулируют крупные холдинги, прежде всего нефтегазовые, к уплате налога на прибыль не по месту регистрации материнской структуры, а в регионах, где ведется основная производственная деятельность.

Несложно догадаться, что сильнее всего это ударило по Москве и Санкт-Петербургу (см. «Тихая налоговая революция», «Эксперт С-З» №14 от 9 апреля 2012 года). В городе на Неве Комитет финансов начал подавать сигнал SOS еще в апреле – тогда «Газпром нефть» и «ЛУКОЙЛ» отозвали ранее уплаченные авансом по налогу на прибыль 5 млрд рублей. В мае в горбюджет были внесены поправки, предусматривающие сокращение доходов на 8,1 млрд. Не помогло: как говорит председатель Комитета финансов Эдуард Батанов, недопоступление по налогу на прибыль в 2012 году уже составляет 10-15 млрд рублей. Чтобы свести концы с концами, Северная столица будет вынуждена просить у Минфина РФ бюджетный кредит 10 млрд рублей, а также выходить на рынок облигационных заимствований, чтобы привлечь еще до 15 млрд.

Помимо «Газпром нефти» и «ЛУКОЙЛа» отчисления в петербургский бюджет, по-видимому, сократят «Северсталь», «Роснефть», «Сибур» и «Новатэк». Но главное – это все-таки потери от «Газпром нефти». В прошлом году компания перечислила в городской бюджет 22,5 млрд рублей (5,6% всех поступлений).

Ранее предполагалось, что экс-«Сибнефть» войдет в КГН «Газпрома». Для Петербурга это бы сгладило негативные последствия консолидации монстров российского бизнеса. Дело в том, что в марте в спешном порядке в законодательство были внесены поправки. В соответствии с ними, платежи по налогу на прибыль от структур «Газпрома» подлежат перераспределению между региональными бюджетами не сразу, а плавно – в течение трех лет.

Инициаторами принятия поправок стали власти Москвы, для которых «Газпром» – крупнейший налогоплательщик. Казалось, эти корректировки помогут и Петербургу. Однако вскоре «Газпром нефть» начала формировать собственную КГН, на которую мартовские поправки не распространяются. На этой неделе решение о создании КГН должен одобрить совет директоров компании. До 31 октября соответствующие документы следует передать в Федеральную налоговую службу (ФНС). Если все это произойдет (а особых сомнений нет), Петербург потеряет те самые пресловутые ежегодные 22,5 млрд рублей не поэтапно, а сразу и навсегда. Сумма эта такова, что могла бы покрыть, например, едва ли не половину расходов города на здравоохранение.

Баш на баш

Предполагается, что поступления по налогу на прибыль в следующем году снизятся по сравнению с бюджетом-2012 на 7,2 млрд рублей и составят 92,1 млрд. Впрочем, бюджет нынешнего года по данной статье исполняется с таким скрипом, что и эту цифру, возможно, придется скоро корректировать. Согласно оперативной информации управления ФНС по Санкт-Петербургу, к 1 сентября город собрал по налогу на прибыль 59,1 млрд рублей – ровно на четверть меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Снизятся и поступления из федерального бюджета, причем существенно – почти на 30%, до 30,5 млрд рублей. В Комитете финансов объясняют это окончанием ряда целевых программ. Вместе с тем, уверяют в Смольном, Минфин продолжит софинансирование строительства Западного скоростного диаметра, выделив 20 млрд рублей, а также направит 7,4 млрд на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан.

Главным же спасителем бюджета призван стать налог на доходы физических лиц (НДФЛ). По прогнозам Комитета финансов, он принесет в казну на 12% больше, чем в 2012 году, – 148,4 млрд рублей. В докризисный период НДФЛ и налог на прибыль вносили примерно равный вклад в формирование городской казны – по 30-35%. Сейчас это соотношение меняется буквально на глазах: в 2013 году на НДФЛ придется 39% всех поступлений, тогда как на налог на прибыль – лишь 24,2%.

Весьма приличными темпами, согласно проекту бюджета, должны будут расти поступления от налога на имущество (15,3%) и от акцизов (37,5%). Впрочем, в последнем случае это скорее заслуга федеральных властей: акцизы на табак и алкоголь они резко повышают каждые полгода. Почти вдвое, до 15,1 млрд рублей, должны увеличиться доходы от сдачи в аренду городского имущества. Это означает, что в грядущем году арендаторов помещений ждут непростые времена.

Неадресно и неинвестиционно

Еще одна тревожная строка проекта бюджета-2013 – Адресная инвестиционная программа (АИП). На нее предусмотрено выделить 87,5 млрд рублей против 95,2 млрд в 2012 году. Сокращение АИП началось еще при утверждении во втором чтении бюджета-2009. В ноябре 2008 года, когда кризис был в самом разгаре, Валентина Матвиенко с подачи финансистов Смольного внесла в бюджет поправку о сокращении АИП со 132 до 121,1 млрд рублей. Тогдашняя градоначальница заверяла, что это ненадолго: нужно пережить кризис, и средства вновь пойдут не только на выживание, но и на развитие.

Четыре последующих года подтвердили справедливость изречения о том, что нет ничего более постоянного, чем временное. С осени 2008 года размер АИП снизился более чем в полтора раза. И это лишь сухие цифры законов о бюджете. Исполнение же программы не выдерживает никакой критики. Так, по статистике петербургского Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли, к 1 августа из 95,2 млрд рублей освоено всего 25,9 млрд, или 27% финансирования АИП. При этом, например, в образовании годовой лимит выбран всего на 20,5%, в здравоохранении – на 12%.

В 2013 году, согласно проекту бюджета, остановятся работы не только по Орловскому тоннелю и легкорельсовому трамваю – эти два проекта, пожалуй, можно похоронить окончательно. Не предусмотрено ни копейки и на продолжение работ по проектированию нового зоопарка в Юнтолово. «Он не попал в категорию первоочередных задач», – пояснил Эдуард Батанов.

О судьбе главного городского долгостроя, стадиона на Крестовском острове, в проекте не говорится. Комитет финансов заложил на окончание работ 5,1 млрд рублей в 2013 году и 5 млрд в 2014-м. Очевидно, что этих средств не хватит. Сколько еще потребуется, точно неизвестно: по словам вице-губернатора Сергея Вязалова, проект достройки проходит финансовую экспертизу. Но городские власти увеличивать затраты не хотят. Они ведут переговоры о софинансировании с федеральным центром, поскольку, как говорит Вязалов, чемпионат мира 2018 года – это дело не только Петербурга, но и всей страны.

Самая весомая статья в АИП – метро. На проектирование и строительство новых станций, на закупку подвижного состава планируется потратить более 16 млрд рублей. В 2013 году, обещают в Смольном, будет открыт выход на станции «Спасская», продолжатся работы по созданию Фрунзенского радиуса и второго вестибюля «Спортивной», а также начнется проведение новой линии – Красносельско-Калининской. Другие крупные проекты, внесенные в АИП, – обеспечение жильем отдельных категорий граждан (5,2 млрд рублей), реконструкция теплосетей (3,8 млрд), возведение больницы в Купчино (2,9 млрд), приобретение автобусов, трамваев и троллейбусов (2,5 млрд), строительство жилого квартала севернее улицы Новоселов (2,4 млрд), реконструкция водопроводных и канализационных сетей (2,4 млрд).

Скромный рост доходов отразится и на социальной сфере, как бы в Смольном ни клялись в обратном. К вводу в строй в 2013-м запланированы всего три школы и 12 детских садов, то есть значительно меньше, чем в предыдущие годы. Но главное – это ноль в графе с условным названием «Новые образовательные учреждения в 2014-2015 годах». На расселение коммуналок выделяется 2 млрд рублей. Казалось бы, это ровно вдвое больше, чем в нынешнем году. Но этого хватит в лучшем случае на расселение нескольких сотен квартир, тогда как общее число коммуналок в городе составляет около 105 тыс. – в них проживает каждый восьмой петербуржец.

Здравствуй, долг

Еще одна особенность первого бюджета Георгия Полтавченко – вольное отношение к размеру планируемого дефицита и государственного долга. Скажем, в прошлом году при внесении бюджета в ЗакС в графе «Дефицит» значились символические 200 млн рублей на 2013 год и 100 млн на 2014-й. Иными словами, в Смольном давали понять: в 2012 году кризисные последствия для экономики Петербурга будут преодолены и с 2013-го, как в старые добрые времена, город вернется к сбалансированному (бездефицитному) бюджету.

Нынешний вариант бюджета в этом плане совсем иной: на 2014 год запланирован дефицит 22 млрд, на 2015-й – 19 млрд рублей. Все это, разумеется, приведет к разрастанию госдолга. Его предельный размер в течение 2015 года предлагается утвердить в объеме 96,4 млрд, а предельный объем расходов на его обслуживание – 7,8 млрд рублей. Речь, конечно, идет только о максимальных цифрах, и они вряд ли будут достигнуты. Но для Комитета финансов (а он продолжает работать в том же составе, что и при Матвиенко), который всегда гордился отсутствием у города долгов, это все равно нечто новое. Для сравнения: на 1 октября госдолг составлял 6,9 млрд рублей, и на таком минимальном уровне он держится уже давно. То есть расходы на обслуживание долга в 2015 году могут оказаться выше, чем его нынешний размер.

Первое чтение проекта бюджета Петербурга запланировано на 24 октября, второе, скорее всего, на 14 ноября.

Санкт-Петербург