Коротко

19 ноября 2012, 00:00
  Северо-Запад
Фото: YLE.FI
Дмитрий Медведев пообещал финским инвесторам преференции

Будем рады

На минувшей неделе в Хельсинки состоялись переговоры председателя правительства России Дмитрия Медведева с премьер-министром Финляндии Юрки Катайненом. По словам Медведева, Россия готова расширять взаимодействие с Суоми в различных сегментах экономики. По итогам 2011 года товарооборот между нашими странами составил 18,9 млрд долларов, что существенно превышает объемы торговли России со многими европейскими государствами. На протяжении последних трех лет Россия занимает первое место среди торговых партнеров Финляндии (доля РФ в общем объеме финской внешней торговли в 2011 году составила 14,6%). «В России будут рады финским инвесторам, причем не только участникам крупных совместных проектов, но и малому и среднему бизнесу. Правительство страны постарается создать для них благоприятные условия и облегчить таможенные процедуры», – пообещал Медведев.   

Определить порядок

Правительство России высказало замечания относительно внесенных в Государственную думу поправок в Закон об Особой экономической зоне (ОЭЗ) Калининградской области. Как рассчитывают в Министерстве по промышленной политике, развитию предпринимательства и торговли эксклава, поправки закрепят обязательства государства перед инвесторами по сохранению уровня налоговой нагрузки на ОЭЗ до 1 апреля 2031 года. Предусматривается, что в случае изменения налогового законодательства и законодательства в сфере нетарифного регулирования федеральный бюджет компенсирует компаниям дополнительные издержки.

В свою очередь, заместитель председателя правительства РФ Владислав Сурков говорит, что в документе не определены механизмы реализации предлагаемых гарантий, в частности процедура и основания применения норм, предусматривающих установление гарантий резидентам ОЭЗ. Остается неясной возможность возмещения за счет средств федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти Калининградской области ущерба, причиненного резидентам в результате принятия этими органами решений, приводящих к увеличению совокупной налоговой нагрузки и таможенных платежей. Также не определен порядок предоставления компенсаций затрат на уплату таможенных пошлин и налогов за счет средств федерального бюджета.          

Условия для роста

«ЛУКОЙЛ» в течение трех лет инвестирует в проекты по разведочному и эксплуатационному бурению нефтегазовых месторождений в Коми порядка 200 млрд рублей. Один из основных акцентов в работе компании будет сделан на разработку Ярегского нефтетитанового месторождения. После принятия правительством России решения о стимулировании разработки сверхвязкой нефти компаниям предоставлены хорошие условия, поэтому они усиливают инвестиционные программы, объясняет президент «ЛУКОЙЛа» Вагит Алекперов.

«Ярегское месторождение выделено в отдельное подразделение, которое будет подчиняться непосредственно „ЛУКОЙЛ-Коми“. Это свидетельствует о том, что растет внимание и центрального аппарата, и „ЛУКОЙЛ-Коми“ к работе на этом месторождении. Мы ожидаем, что там будет наращиваться добыча нефти, поэтому уже готовим необходимые коридоры для ее доставки потребителям, – поделился Алекперов. – По нашим программам, объем добычи нефти за десять лет должен достигнуть 1,5-2 млн тонн в год».          

Бюджет защитит

По словам Дениса Мантурова, правительство России не отказывается от поддержки отечественного автопрома sever_593_004-2.jpg Фото: архив «Эксперта С-З»
По словам Дениса Мантурова, правительство России не отказывается от поддержки отечественного автопрома
Фото: архив «Эксперта С-З»

Министерство промышленности и торговли РФ продолжает работу над формированием пакета мер, которые защитят отечественную автомобильную промышленность от последствий вступления во Всемирную торговую организацию. «К 2020 году увеличится финансирование автопрома из бюджета, поскольку только компенсация предприятиям в 2018-2020 годах выпадающих доходов от повышения пошлин на комплектующие составит порядка 7 млрд долларов. Помимо того, сохранятся все те субсидии, которые предполагаются на компенсацию процентных ставок по кредитам на техническое перевооружение предприятий», – заверяет министр промышленности и торговли Денис Мантуров.

Также обсуждается возможность корректировки ставок транспортного налога и ОСАГО в зависимости от экологического класса и возраста автомобиля, установления предельных сроков эксплуатации коммерческих автомобилей, субсидирования железнодорожных перевозок новых машин, произведенных в России, на расстояние свыше 3 тыс. км. Правительство также намерено рекомендовать государственным, муниципальным и бюджетным организациям закупать для своих нужд только автомобили, выпущенные на территории единого экономического пространства, за исключением случаев отсутствия аналогов.   

Решить проблемные вопросы

На станции Каменногорск приостановили работы sever_593_006-1.jpg Фото: архив «Эксперта С-З»
На станции Каменногорск приостановили работы
Фото: архив «Эксперта С-З»

Октябрьская железная дорога (ОЖД) приостановила строительство второго пути железной дороги Выборг – Каменногорск. Этот проект изначально вызвал сопротивление общественных организаций, прежде всего экологических, а также жителей районов, через которые прокладывается дорога. Заместитель директора ОЖД Павел Бурцев сообщает, что остановка строительства ветки связана с отсутствием в проекте мероприятий по обустройству железнодорожных переездов. По мнению участников общественных слушаний проекта, при создании ветки также не учитываются экологические нормы при проведении работ в береговой полосе и водоохранной зоне, отсутствует экологическая экспертиза, нет документов на земельные участки, а сами работы ведутся без разрешения на строительство и положительного заключения Главгосэкспертизы.                

Искусству расчищают место

Комитет по инвестициям и стратегическим проектам Петербурга завершил прием заявок на конкурс по созданию финансово-экономической модели пилотного проекта креативного арткластера. Максимальная стоимость контракта – 1,9 млн рублей.

Восемь претендентов должны представить в Смольный экономически обоснованные проекты по формированию кластера на одной из трех площадок: канатный цех завода «Красный гвоздильщик» на Васильевском острове, территория, включающая в себя Адмиралтейство, Петровский домик и Летний сад Кронштадтского района, а также тюрьма «Кресты». Концепция кластера предполагает реконструкцию зданий с целью размещения в них офисов художественных организаций – архитектурных и дизайнерских бюро, веб-мастерских и т.д. По итогам конкурса будет выбран наиболее оптимальный вариант кластера, который и планируется реализовать на одной из площадок.       

По единой модели

Губернатор Вологодской области Олег Кувшинников поручил региональному Комитету госзаказа в кратчайшие сроки разработать единую региональную структуру государственного и муниципального заказа. «В год муниципальные заказчики заключают более 150 тыс. контрактов на поставку продуктов, товаров и услуг, почти половина которых – прямые закупки до 100 тыс. рублей. Это безальтернативная закупка с явной коррупционной составляющей. Кроме того, у госзаказчиков более 800 раз менялись условия покупки. Значит, они подстраивались под конкретных поставщиков», – полагает он.

Государственный и муниципальный заказ за последний год превысил 12 млрд рублей. «Учитывая, что потенциал экономии – порядка 30%, ни одного рубля сэкономлено не было. Такие суммы – серьезный удар по муниципальным и региональному бюджетам. Вместе с тем удручает еще один факт: только четверть товаров, закупаемых государственными муниципальными учреждениями, производится на территории Вологодской области», – считает Кувшинников.   

Чей тариф?

Заводу «БазэлЦемент-Пикалево» необходимо вести более эффективную экономическую деятельность, убежден губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко. Вопросы к эффективности предприятия возникли у региональной власти после того, как в очередной раз перед федеральным центром был поднят вопрос о необходимости выделения дотаций из областного бюджета для частичной компенсации на железнодорожные перевозки нефелинового концентрата.

Проблема высокой стоимости доставки нефелинового концентрата со станции Апатиты до Пикалево обсуждается уже несколько лет. С 2009 года ежегодным распоряжением правительства устанавливается специальный тариф, который позволяет снизить убытки от перевозки концентрата. Как ранее рассказывали «Эксперту С-З» представители компании «БазэлЦемент», если бы исключительный тариф не был установлен, убытки «БазэлЦемент-Пикалево» в 2012 году составили бы 420 млн рублей (см. «Единое технологическое», «Эксперт С-З» №9 от 5 марта 2012 года). Разница между фактической и исключительной величиной тарифа дотируется из бюджета Ленобласти.   

Как в трамвае

 sever_593_006-2.jpg Иллюстрация: Владимир Басов
Иллюстрация: Владимир Басов

Глава авиакомпании-дискаунтера Ryanair Майкл О’Лири выступил с неожиданной инициативой. Он заявил британскому изданию The Telegraph, что в случае авиакатастрофы ремень безопасности никого не спасет, а следовательно, особой нужды в перелетах исключительно в сидячем положении нет. Поэтому авиакомпания хочет начать продажу мест в задней части самолета для проезда стоя. О’Лири предлагает убрать кресла самолета и продавать дешевые места для проезда стоя начиная с 1,25 евро за билет на европейских направлениях. Чтобы не упасть при взлете и посадке, пассажир сможет держаться за подобие перил.       

Спросят совет

Власти Архангельской области заинтересованы в скорейшем возрождении строительной отрасли, при этом приоритет будет отдан местным строителям и производителям материалов, заявил глава региона Игорь Орлов на первом заседании общественного совета строителей при губернаторе. «Раньше я полагал, что строительная отрасль области находится в тяжелой ситуации: непросчитанные логистические решения, недостаточные инвестиции, отсутствие профессиональных кадров и условий для ведения бизнеса. Но ситуация оказалась хуже: все предпочитают красиво врать и замалчивать правду абсолютно на всех уровнях. Люди не отвечают за свои слова, а работа с организациями, которые предложили свои услуги по линии бюджетного финансирования, вызывает массу вопросов к уровню профессионализма и ответственности их руководителей», – категоричен он.

Орлов отмечает, что совет создан для того, чтобы вывести стройкомплекс Поморья из глубокого кризиса как в самом строительстве, так и в производстве стройматериалов, наладить работу отрасли, сделать ее современной, эффективной, инвестиционно привлекательной и прибыльной.