Ледокольная формальность

28 января 2013, 00:00
  Северо-Запад
Фото: ВТС «БАСТИОН»

Во второй декаде февраля ФГУП «Атомфлот» огласит результаты открытого конкурса на строительство двух универсальных атомных ледоколов проекта 22220 мощностью 60 МВт. Согласно конкурсной документации, максимальная стоимость контрактов на строительство двух ледоколов составляет 86,1 млрд рублей. Начальная цена первого ледокола установлена на уровне 42 млрд, второго – 44,1 млрд рублей. Заявки на оба конкурса будут приниматься до 18 февраля.

Строительство первого судна должно начаться 1 января 2014 года, на январь 2015-го запланирована закладка ледокола на стапеле, а на май 2017-го – спуск на воду. Ледокол должен быть поставлен «Атомфлоту» в порт Мурманск 15 июня 2019 года. Строительство второго ледокола предполагается начать через год после первого: закладка на стапеле – в ноябре 2015-го, спуск на воду – через три года, сдача заказчику – 25 декабря 2020-го. Однако эксперты полагают, что конкурс – это формальность и победителем станет «Балтийский завод – судостроение» (БЗС), который с ноября 2012 года ведет работу по строительству головного ледокола этого же проекта. Напомним, что его сдача запланирована на 2017 год. Стоимость этого контракта – 36,9 млрд рублей.

«Сегодня в России есть две верфи, которые способны построить атомный ледокол, – БЗС и „Севмаш“, – считает директор по развитию ИАА „ПортНьюс“ Надежда Малышева. – Если учесть, что „Севмаш“ загружен военными заказами, то вполне логично предположить, что основной и единственный претендент на выполнение заказа по созданию двух серийных атомных ледоколов – БЗС». Ей представляется маловероятным, чтобы этот заказ достался иностранным верфям, которые теоретически могут принять участие в конкурсе. «Во-первых, было бы нелогично госзаказ на ледоколы с атомными двигателями размещать на иностранной верфи, во-вторых, мощностей БЗС вполне достаточно, чтобы вести строительство сразу трех ледоколов», – поясняет Малышева.

«Если мы выиграем конкурс, то в ближайшие годы машино- и судостроительные мощности предприятия будут полностью загружены. Балтийский завод сможет не принимать участия в других тендерах, сосредоточившись на повышении собственной эффективности», – отметил генеральный директор «Балтийский завод – судостроение» Александр Вознесенский. Двух стапелей завода достаточно для одновременного строительства трех ледоколов, уверен он. По словам Вознесенского, стапель «А» предприятия – самый длинный в России (350 м). Это позволяет вести одновременное строительство двух ледоколов с приспуском второго на штатное место после спуска на воду первого.