Центр притяжения

Территория роста
Москва, 01.04.2013
«Эксперт Северо-Запад» №13 (610)
Виктор Никитин: «Руководству страны нужно уделять больше внимания не поддержке тех же кластеров, а развитию самостоятельного бизнеса через преференции компаниям, обновляющим производственные фонды, реализующим инновационные проекты»

Фото: «Микрон»

Завод «Микрон», занимающийся производством торгового оборудования, можно назвать одним из символов промышленных Великих Лук. Он стал одним из первых, как сейчас модно говорить, резидентов формировавшейся промышленной зоны в этом городе и за время своего существования доказал успешность выбранного направления деятельности. Генеральный директор «Микрона» Виктор Никитин рассказал «Эксперту С-З» и о перспективных направлениях работы завода, и о том, как можно минимизировать производственные риски.

– Как возникла идея организовать производство в Великих Луках? Было ли это как-то связано с тем, что в городе изначально формировался мощный промышленный консорциум?

– Завод создавался в русле тенденций, которые на тот момент – в 60-70-е годы прошлого века – соответствовали программе восстановления и развития отечественной промышленности. За короткий срок в Великих Луках сформировался своеобразный пул промышленных предприятий. На территории Северного промышленного района разместились производства щелочных аккумуляторов и нефтегазового оборудования, на которых тогда были заняты более 1 тыс. человек. Кроме «Микрона», где трудились порядка 700 сотрудников, успешно работали также предприятие по выпуску железобетонных конструкций, опытный машиностроительный завод.

В едином комплексе были построены водозабор с очистными сооружениями, подстанция 110 кВт, дороги, газопровод, сети водопровода и канализации. То есть полная инфраструктура и, самое важное, жилой микрорайон с двумя школами, тремя детскими садами, магазинами и так далее. В 1990-е годы в промышленный пул вошли кабельный завод «АЛЮР» и несколько небольших предприятий. Все это позволило сформировать в Великих Луках крупнейшую промышленную площадку региона, которая значима и в федеральном масштабе.

Что касается выбора вида деятельности «Микрона», то идею подсказал рынок – торговля бурно развивалась, как и сейчас, поэтому потребность в оборудовании для нее была – и остается – огромной. Поэтому перед нами не стояла мучительная задача поиска своего места на рынке, рассмотрения вариантов участия в каких-либо кластерах или технопарках. И сейчас мы предпочитаем развиваться самостоятельно. Думаю, руководству страны нужно уделять больше внимания не поддержке тех же кластеров, а развитию самостоятельного бизнеса через преференции компаниям, обновляющим производственные фонды, реализующим инновационные проекты.

– Устраивают ли вас Великие Луки как площадка для размещения промышленного производства? Как решаются логистические вопросы, связанные с поставками вашей продукции и получением сырья?

– В принципе, устраивает. Если говорить об автотранспорте, то 80% перевозок закрываются услугами небольших частных фирм, которые мы сумели объединить своими предложениями через единую диспетчерскую службу. Поэтому особых логистических проблем не испытываем. Другое дело, что наблюдается постепенное ухудшение транспортной инфраструктуры, прежде всего федеральных трасс, ведущих из Москвы в Ригу и Киев. Очевидно, что если эта проблема не будет решена, промышленные предприятия, расположенные вне мегаполисов, столкнутся с проблемой доставки произведенной продукции потребителям.

– Взаимодействуете ли вы с другими предприятиями города?

 – Конечно, взаимодействуем. Существуют прямые связи по кооперации производственного процесса (к примеру, гальванопокрытие, пескоструйная обработка, изделия из древесно-стружечных плит и массива древесины), а также обмен опытом в рамках Союза промышленников и предпринимателей Великих Лук и профильного союза всей Псковской области.

Инвестиции завода «Микрон» в развитие собственного производства составили 1,2 млрд рублей 29_expertsz_13.jpg Фото: «Микрон»
Инвестиции завода «Микрон» в развитие собственного производства составили 1,2 млрд рублей
Фото: «Микрон»

– Играет ли какую-либо роль в продвижении продукции качественный промышленный имидж Великих Лук?

– На мой взгляд, в продвижении продукции скорее высока роль качественного имиджа собственно производителя. А где этот производитель фактически расположен, особой роли не играет: логистические схемы можно выстроить по наиболее оптимальному варианту. Поскольку у «Микрона» налажены взаимоотношения с потребителями продукции, которые уверены в ее качестве, то на нашей стороне в первую очередь – скорее мощный бренд завода.

– Как вы в целом оцениваете ситуацию с кадрами в Великих Луках, наблюдается ли отток молодежи? Есть ли конкуренция за квалифицированные кадры?

– Это один из наиболее проблемных вопросов для Великих Лук. Численность жителей города снижается – со 120 тыс. человек в 1980-е годы до 97 тыс. в настоящее время, – и особенно это касается работоспособного населения. Закрываются, в том числе под предлогом объединения, учебные заведения. Последний пример – ликвидация филиала Северо-Западного технического университета. Молодежь уезжает в Москву и Санкт-Петербург. Поэтому конкуренция за кадры есть. На «Микроне» этот вопрос решается за счет приема на работу молодых сотрудников сразу после окончания школы или училища, и уже на предприятии они обучаются профессиям. А высокопрофессиональных инженеров и административный персонал, с которым тоже большой дефицит (время на воспитание нового поколения инженерных кадров упущено), мы готовы нанимать на рыночных условиях.

– Каков потенциал расширения производства завода?

– Прогноз оптимистичный – потенциал есть. Мы успешно реализовали инвестиционный проект в объеме 1,2 млрд рублей, в том числе за счет кредита Сбербанка России на 890 млн рублей. В следующем году заканчиваем выплаты по данному кредиту, а к тому моменту будет готов новый инвестпроект. По итогам прошлого года завод реализовал продукции на 3 млрд рублей, что почти вдвое больше показателей 2011-го. В текущем году вряд ли удастся повторить такую динамику – сыграют свою роль непростая ситуация на рынке, рост цен на энергоносители, прочие причины. Но в целом, повторюсь, стабильное и качественное развитие предприятия будет обеспечено.

– Как вы взаимодействуете с городской администрацией? Есть ли у нее понимание того, что город активно развивается как промышленный центр?

– В администрации работают в основном производственники, они хорошо знают наши проблемы. Другое дело, что эти проблемы зачастую решаются на иных уровнях. Тем не менее городские власти действительно в курсе происходящих в городе событий, и это не может не радовать. Надеюсь, что в том числе благодаря подобной поддержке промышленный центр в Великих Луках восстановит свои позиции, и прежде всего – уровень промышленного развития города 1970-1980-х годов. Пока же до достижения этого уровня очень далеко.

– Какие еще городские проблемы необходимо разрешить?

– Пожалуй, те же, что и в целом в России: не ждать западных инвесторов, а научиться поддерживать, как я уже говорил, собственный бизнес, который способен стать драйвером отечественной экономики.

Великие Луки

У партнеров

    Реклама