Культурная эволюция

Петербург город для жизни
Москва, 27.05.2013
«Эксперт Северо-Запад» №21 (618)
В преддверии Дня города вице-губернатор Санкт-Петербурга Василий Кичеджи рассказал «Эксперту С-З» о том, кто сегодня является лицом петербургской культуры, что нужно делать с нерадивыми собственниками зданий промышленной архитектуры и каких музеев и центров досуга не хватает городу.

В преддверии Дня города вице-губернатор Санкт-Петербурга Василий Кичеджи рассказал «Эксперту С-З» о том, кто сегодня является лицом петербургской культуры, что нужно делать с нерадивыми собственниками зданий промышленной архитектуры и каких музеев и центров досуга не хватает городу.

Петербург помимо статуса промышленного центра продолжает поддерживать и статус культурной столицы России. Об этом свидетельствует как завершение давно начатых проектов, таких как вторая сцена Мариинского театра, так и реализация новых идей, например создание музейно-циркового квартала вокруг Цирка на Фонтанке по предложению его художественного руководителя Вячеслава Полунина. Развитие культурной среды, в свою очередь, делает город более привлекательным для проживания, формирует дополнительные потоки туристов, что активизирует бизнес-процессы в других отраслях. Но не все проекты и площадки могут соответствовать имперскому духу культурной столицы – у властей Петербурга свой взгляд на то, как осовременить творческую среду города, не навредив при этом его классическому имиджу.

– У вас была идея высвободить здания комитетов в центре Петербурга под культурные учреждения. Какие центры городской активности могут появиться на месте переехавших комитетов? Какой импульс они могут дать для развития прилегающих кварталов? Могут ли эти здания быть переданы вузам? За счет чего в целом можно активировать общественную жизнь в центральной части Петербурга?

– Эта идея принадлежит губернатору Санкт-Петербурга Георгию Полтавченко. Как вы знаете, строительство офисного комплекса «Невская ратуша» завершается. Одно время высказывались мнения, что дорогое, шикарное здание можно использовать и для других целей. Мой голос был в этом ансамбле: я предлагал отдать здание детям и сделать там настоящий центр детской любознательности – интерактивный, современный, нескучный, неформальный. Однако выяснилось, что здание не соответствует требованиям к помещениям для детей, и теперь туда все-таки переедут комитеты, расположенные в историческом центре. Многие из них, например Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры, Жилищный комитет, Комитет по спорту и даже Комитет по культуре, занимают симпатичные особняки. Некоторые члены петербургского правительства считают, что освободившиеся здания нужно продать и пополнить городской бюджет. Однако губернатор не торопится расставаться с городской собственностью в центре и полагает, что мы должны что-то оставить тем, кто придет после нас. Поэтому родилась идея передать исторические особняки культурным учреждениям. У нас очень много экспонатов хранится в запасниках, так как для них нет места в основной экспозиции музеев. Есть плодотворные идеи создания новых музеев. Уверен, что мы сможем заполнить эти новые пространства, развить в них культурную индустрию и привлечь петербуржцев и гостей нашего города.

– Вы курируете сферы, в которых очень многое «завязано» на молодежь, – культуру, образование, спорт. Тем временем средний возраст петербуржцев выше, чем в общем по стране, и, по прогнозам, количество пожилых людей будет лишь расти. Что, на ваш взгляд, нужно сделать для того, чтобы Петербург омолодился и молодежь, которая приезжает сюда учиться, по окончании вузов здесь оставалась? Ведь именно эта категория горожан настроена тратить деньги, а это косвенная стимуляция бизнеса. Какой активности, направленной на молодежь, на ваш взгляд, Петербургу сегодня не хватает?

– Петербург – это вузовский, студенческий город. Во всех развитых странах это считается важнейшим показателем перспективности территории. Петербург становится моложе за счет студентов, которые приезжают учиться в наши университеты, институты, колледжи. Уже сегодня 70% студентов в городе – приезжие. И это не гастарбайтеры, которые, хотим мы этого или нет, создают некоторые проблемы для коренного населения. Это – будущие инженеры, менеджеры, интеллигенция. Я очень много общаюсь с ректорским корпусом, хорошо знаю, какая работа ведется в каждом вузе по поднятию культурного уровня студентов. Приезжие влюбляются в Санкт-Петербург, заводят семьи, остаются здесь работать – здоровые, образованные, полные сил молодые люди. Вот и ответ на ваш вопрос.

Разумеется, этим людям нужны жилье, питание, детские сады – они активные потребители. Так создаются новые рабочие места, улучшается экономика региона. Какой активности не хватает молодежи? Надо спросить у молодых. По-моему, есть все условия для учебы, дополнительного образования, занятий спортом, разнообразного досуга. Если бы я в юном возрасте попал в нынешний Санкт-Петербург, у меня бы голова кругом пошла от возможностей – молодежь хорошо одета, кафе заполнены молодыми людьми. Захочешь – можешь поехать на стажировку в другую страну, взять кредит на покупку автомобиля или, например, сходить с девушкой в театр за 10 рублей в День города.

– Какие известные персоны, на ваш взгляд, олицетворяют современный культурный Петербург? Как можно культивировать их имена, чтобы создать дополнительный поток туристов и потенциальных горожан?

– Очень хороший вопрос. Современный Петербург олицетворяют и всемирно признанные музыканты, такие как Валерий Гергиев и Юрий Темирканов, и такие театральные деятели, как Лев Додин, Валерий Фокин, Семен Спивак, Рудольф Фурманов. В Петербурге живут знаменитые кинорежиссеры, актеры, писатели. Однако я хотел бы сказать, что мы довольно равнодушно относимся к талантливым людям, которые прославляют наш город. Вот недавно ушел из жизни талантливейший, независимый, оригинально мысливший режиссер Алексей Балабанов. Его фильмы «Брат» и «Брат-2», как теперь говорят, – культовые, их посмотрела вся страна. И сейчас фильм Балабанова украсит сетку любого телеканала и даст высокий рейтинг. А видели ли мы подробное интервью с Балабановым на телеэкране? Или его пригласили в совет директоров «Ленфильма»? Или предложили провести мастер-класс для молодых режиссеров? Мы вспоминаем об этих людях, когда они уходят из жизни, отдаем время на федеральных каналах рассказам об их творческом пути.

И еще об одном аспекте публичной жизни мне хотелось бы сказать: я считаю, что наши петербургские СМИ крайне предвзято относятся к своим же известным людям, не прощают им ни малейшего промаха, а в случае какой-то неудачи, конфликта не дают возможности высказаться. Переписывают друг у друга сенсации, не пытаясь разобраться самостоятельно. Мне было неприятно, когда один из губернаторов небольшого российского города на приеме у губернатора Санкт-Петербурга сфотографировал детей, участвовавших в культурной программе, и выложил эти снимки в Twitter с нелестными комментариями. А после этого наши СМИ обрушились на известного режиссера Виктора Крамера, осуществлявшего постановку, с ужасными обвинениями, не пытаясь разобраться в ситуации. Только одно местное СМИ, насколько я помню, предоставило ему площадку для защиты своей позиции. Таким же образом средства массовой информации расправились в свое время с Сергеем Стадлером, Дмитрием Месхиевым. Я встал на защиту Мариинки-2, поскольку считаю несправедливой кампанию, развернутую против Валерия Гергиева в этой связи. Так все лучшие люди уедут из Петербурга в Москву или за границу. Такого нельзя допустить: талантливые люди, яркие личности – это кровь Санкт-Петербурга.

– Какова ваша позиция по поводу трансформации «промышленного пояса» Петербурга в креативные кластеры? Какие инструменты взаимодействия с собственниками таких промзон, на ваш взгляд, могли бы применяться, чтобы они на взаимовыгодных условиях передавали эти территории городу для развития на них инновационных компаний, культурных лофтов, вузовских кампусов?

– Меня радует, что в этом вопросе происходят существенные сдвиги по инициативе петербуржцев. Современные культурные пространства, которые возникли в последнее время, – это частная инициатива. Власть должна поддерживать эти процессы. Я стараюсь находить время в своем графике, чтобы ознакомиться с новыми проектами, привлекаю к ним внимание коллег. Например, «Гранд-макет Россия» – замечательный патриотичный проект, великолепно сделанный макет нашей огромной страны. Я сам приехал туда, можно сказать, без приглашения, предложил создателям информационную поддержку, поручил Комитету по образованию организовать экскурсии для школьников.

К сожалению, многие шедевры промышленной архитектуры были переданы в частные руки на 49 лет. Зачастую владельцы относятся к такой уникальной собственности, на мой взгляд, недобросовестно: здания разрушаются, используются для каких-то узких целей. Как вы знаете, у меня есть большой опыт работы в правительстве Москвы. Так вот, в Москве нерадивого владельца уже замучили бы штрафами и предписаниями исполнительные органы власти, а в Петербурге, культурной столице, власть относится к таким собственникам снисходительно. Например, здания бывшего газгольдера на Обводном канале идеально подходят для культурно-досугового центра. Наши постройки очень похожи на венские газгольдерные башни – яркий пример того, как памятники индустриальной архитектуры превращаются в суперсовременные пространства, отвечающие всем требованиям, предъявляемым к зданиям в XXI веке. В Вене внутри башен разместились и концертный зал с потрясающей акустикой, и выставочные помещения, галереи, и кинозалы, и зимний сад, и самый большой танцевальный зал, а также жилой комплекс, магазины, бары, рестораны. Бывший депрессивный район стал одним из самых популярных в Вене. Однако в бюджете Санкт-Петербурга не предусмотрены средства на выкуп исторических зданий, поэтому здесь свое слово может сказать бизнес, который, кстати, меняется, и все больше людей думают не только о прибыли, но и о своей репутации, положении в обществе, которое может обеспечить поддержка культуры.

– Как, на ваш взгляд, можно активизировать событийный туризм в Петербурге? С чем он может быть связан помимо таких известных мероприятий, как «Алые паруса», Ночь музеев, Праздник фонтанов, некоторых спортивных событий?

– Событийный туризм очень важен для любого города. Люди охотнее выбирают направление путешествия, если знают, что могут оказаться в чужой стране не просто туристами, а свидетелями, участниками какого-то особого, неповторимого действия. К перечисленным событиям я бы отнес музыкальный фестиваль «Опера всем» – постановку классических опер на разных исторических площадках города. В прошлом году этот проект проводился впервые и привлек тысячи петербуржцев и гостей нашего города. День города в этом году празднуется необыкновенно пышно: это и парад духовых оркестров из разных стран, и концерт на Дворцовой площади, и наш уникальный хоровой проект, которому правительство Петербурга уделило особое внимание: 4 тыс. человек – профессионалы и любители, школьники и ветераны – собрались у Исаакиевского собора, чтобы дать концерт во славу города. Проект называется «Мира восторг беспредельный» – эта блоковская фраза передает и состояние души поющих вместе людей, и наше восторженное преклонение перед великим городом. Полагаю, что гостям города было интересно оказаться на Исаакиевской площади в этот день. Надеюсь, что проект станет традиционным, и в следующем году мы заранее оповестим о нем туроператоров.

– Как в дальнейшем могут быть использованы объекты, построенные для крупных спортивных мероприятий? Как интегрировать эти объекты в городскую среду, чтобы после завершения крупных спортивных мероприятий они не простаивали, а были центрами активной культурной и спортивной жизни?

– Это довольно сложный вопрос. Недавно у меня состоялась встреча с коллегами из Польши, которые занимались проведением чемпионата Европы по футболу в 2012 году. Они поделились своим опытом: для них главная проблема состояла в том, чтобы объекты, построенные к чемпионату, не оказались невостребованными в дальнейшем. Поэтому заранее была разработана система формирования графика спортивных состязаний, тренировок, даже эстрадных концертов и шоу. У нас такой проблемы пока не возникает: стадион, который, я уверен, будет достроен в срок, послужит базой нашему знаменитому «Зениту».

– На ваш взгляд горожанина и отца, каких музеев, возможно, не хватает сегодня Петербургу? В городе появляются культурные учреждения и лофты, но они ориентированы преимущественно на взрослое население. Какие центры для проведения досуга с детьми и где, по вашему мнению, могли бы появиться?

– В Петербурге существуют замечательные возможности для семейного отдыха с детьми: и детские театры, и детские театральные и филармонические абонементы, и музейные программы, и студии детского творчества. Появляются новые проекты, такие как «Гранд-макет Россия», который я уже упоминал. Можно создать для детей настоящее счастливое детство. Есть одна проблема – скучные родители. Надо встать с дивана, взять ребенка за руку и отправиться на прогулку в город. А в городе есть все на любой вкус.

У партнеров

    Реклама