Плоды форума

Экономическое развитие СЗФО
Москва, 17.06.2013
«Эксперт Северо-Запад» №24 (621)
Крупные инфраструктурные инвестиционные проекты Северной столицы из года в год обсуждаются на Петербургском международном экономическом форуме

Фото TREND

В числе соглашений, заключенных в прошлом году  в ходе Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ) - документ о финансировании проекта в области государственно-частного партнерства по созданию платной автодороги Западный скоростной диаметр (ЗСД) в Петербурге на сумму около 60 млрд рублей. Комментируя подписание соглашения по ЗСД и другим инвестпроектам, губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко подчеркнул, что "они реально выполнимы в самое ближайшее время и несут в себе большую инновационную составляющую".

Цель строительства ЗСД - освободить Петербург от потоков грузового транспорта и значительную часть легкового оттянуть от центра. Это будет непрерывная постоянно действующая переправа с севера на юг города.

Дорожные концессии

Строительство ЗСД подтолкнуло зарубежных инвесторов к тому, чтобы разместить свои предприятия именно вблизи новой трассы. В районе развязки Кольцевой автодороги и Западного скоростного диаметра на северо-западе города разместились сборочные производства японской автомобилестроительной компании Nissan Motor Co Ltd. и корейского производителя Hyundai Motor Company.

Вместе с запуском автозаводов в зоне тяготения трассы построены предприятия по выпуску автокомплектующих. Строительство дороги должно завершиться в 2016 году. В июне 2013 года будет принят в эксплуатацию северный, самый большой по протяженности (более 26 км) участок ЗСД. Он должен стать связующим звеном между автомагистралью Е18 "Скандинавия" и жилым массивом.

Западный скоростной диаметр обеспечит прямую связь с намывными территориями Васильевского острова. Кроме того, его строительство подтолкнет освоение территорий общей площадью около 1,2 тыс. га на северо-западе Петербурга и таким образом даст импульс реализации целого ряда новых инвестиционных проектов.

В начале июня закончился прием замечаний горожан к проекту центрального участка ЗСД. Общественные слушания уже прошли во всех четырех районах, затронутых строительством - Василеостровском, Кировском, Петроградском и Приморском.

"Основные вопросы, интересующие представителей общественности района - проектные решения и меры по защите жителей домов, прилегающих к трассе, от шума в процессе строительства и эксплуатации ЗСД, а также влияние магистрали на судоходство в акватории Невы, - говорят в пресс-службе консорциума "Магистраль Северной столицы" (МСС), концессионера проекта.

"Магистраль Северной столицы" будет управлять ЗСД в течение 30 лет, она же станет собирать деньги за эксплуатацию дороги. По расчетам Смольного, выручка концессионера составит около 9,67 млрд рублей в год. Если этот показатель окажется выше, 90% разницы перейдут в городской бюджет.

На прошлогоднем ПМЭФ обсуждался и проект строительства участка скоростной автомагистрали между Москвой и Петербургом. Она должна стать альтернативой существующей бесплатной трассе, которая не справляется с возросшим потоком автомобилей. Причем сроки строительства будут сокращены. Первоначально планировалось открыть дорогу в 2019-м, затем Росавтодор пообещал запустить ее на год раньше, к чемпионату мира по футболу 2018 года.

Участок платной трассы Москва - Петербург от Северной столицы до Великого Новгорода предполагается отдать в концессию. Соответствующим распоряжением председатель правительства Российской Федерации Дмитрий Медведев в середине мая 2013 года поручил Росавтодору подготовить проект соглашения и конкурсную документацию по выбору концессионера сразу для двух отрезков: 646-й км - 684-й км (от Петербурга до Тосно) и 543-й км - 646-й км (от Тосно до Новгорода). Протяженность участка, который пройдет и по территории Ленинградской области и Петербурга - около трети всей дороги. Победителю конкурса предстоит построить свою часть максимум за три года с момента получения разрешения на строительство.

Концессионер будет отвечать за строительство, ввод в эксплуатацию и последующую эксплуатацию магистрали, включая сбор платы за проезд. Право собственности на объект останется за государством. Срок эксплуатации дороги составит 24 года с момента начала движения.

По данным министра транспорта России Максима Соколова, средняя стоимость проезда составит примерно 2-2,5 рубля за километр.

Центральный вопрос

Программа сохранения исторического центра Петербурга, которую обсуждали на прошлогоднем ПМЭФ и, возможно, будут обсуждать на форуме в 2013 году, имеет долгую историю.

С середины 90-х этот вопрос так или иначе не обошел своим вниманием ни один градоначальник. В 1996 году правительство России утвердило федеральную целевую программу "Сохранение и развитие исторического центра г. Санкт-Петербурга". В 2001 году губернатор Владимир Яковлев подписал постановление "О Концепции Генерального плана сохранения и развития исторического центра Санкт-Петербурга и его пригородов, включая дворцовые комплексы". Решением этих вопросов занималась Валентина Матвиенко, передав эстафетную палочку нынешнему губернатору Георгию Полтавченко.

Смольный ведет работу над проектом концепции реконструкции исторического центра Петербурга, регламентирующего финансирование программы властями и инвесторами, а также права жителей.

Предполагается, что программа развития исторических зон станет пилотной и позволит отработать комплексный подход к реконструкции центра Петербурга на примере двух проектов.

Пока в преддверии мероприятия власти Санкт-Петербурга не анонсировали каких-либо новых проектов, о которых объявят на форуме нынешнего года. Однако не исключено, что значимые для экономики Северной столицы соглашения все же будут подписаны и в этом году.

Санкт-Петербург

Новости партнеров

    «Эксперт Северо-Запад»
    №24 (621) 17 июня 2013
    Недвижимость
    Содержание:
    Реклама