Машины и механизмы на построении

Эксперт Estate
Москва, 09.09.2013
«Эксперт Северо-Запад» №36 (633)
Рынок строительной и дорожной техники Петербурга активно расширяется – в одних сегментах из-за роста спроса,в других – из-за увеличения предложения, провоцируя ужесточение конкуренции

Фото: Interpress / Татьяна Тимирханова

Компании с парком, укомплектованным исключительно или по большей части башенными кранами, традиционно считаются лидерами рынка. Башенные краны – самый дорогой вид строительной техники, работа с ними находится под строгим контролем Ростехнадзора, требует наличия высококвалифицированных операторов и ремонтных бригад, сопряжена с многими другими сложностями. Поэтому динамика изменений в этой нише часто идет вразрез с тенденциями, отмечаемыми по отрасли в целом.

Эксперты отмечают 10%-ный рост спроса в сегменте аренды башенных кранов за минувший год, единогласно называя главной причиной увеличение объемов строительства, в первую очередь жилого. В то же время в целом по рынку в последние два года предложение аренды и лизинга стройтехники возросло на 70%, поскольку увеличилось и число банков, где можно брать технику в лизинг, и число арендодателей.

Сейчас на объектах города задействованы около 700 башенных кранов. Суммарные темпы прироста в этом сегменте, по данным управляющего партнера консалтинговой компании «Решение» Александра Батушанского, за минувший год составили 10-12%. «Потребность в башенных кранах сейчас очень большая. Все единицы, что находились у нас в запасе, уже в работе. Мы ведем переговоры о закупке новых наименований, иностранного производства. На рынке кранов не хватает, и цены на аренду растут», – оценивает сложившуюся обстановку заместитель генерального директора по производству ГК «Конрад» (крупный арендодатель строительной техники) Михаил Боговид.

На волне подъема и намечающегося дефицита управления механизации активно наращивают мощности, а застройщики всерьез задумываются о создании собственных парков техники.

Компания «Северная высота» приобрела за год 14 новых башенных кранов, в следующем планирует купить еще несколько. «Сейчас недостатка в объектах нет. Спрос стабилен, хотя и зависит от сезона: пики традиционно отмечаются в сентябре и феврале. Поэтому сейчас свободных кранов у нас нет и не будет до октября», – делится информацией коммерческий директор компании Евгений Скрипачев.

Девелоперский холдинг «Лидер Групп», ранее сотрудничавший с УМ- 260, еще в прошлом году начал формировать собственный парк техники. За это время по договору лизинга для дочерней компании «Лидер кран» были приобретены десять башенных кранов и шесть грузоподъемников, до конца 2013 года предполагается закупить еще несколько. «Гораздо удобнее иметь собственные машины, которые в нужный момент могут начать работу на объекте. Безусловно, при проведении масштабной застройки собственная техника и персонал дешевле арендованных. Возрастает скорость строительства, появляется возможность маневрировать. Независимость от других организаций позволяет грамотно спланировать работу и не тратить время на ожидание нужной машины», – поясняют в компании. Сейчас вся техника «Лидер кран» используется исключительно на собственных стройплощадках. Однако есть планы в дальнейшем в случае возникновения «окон» в работе оказывать услуги механизации другим строителям.

Несмотря на значительные изменения, лидеры в этом сегменте не изменились. Это по-прежнему «ЛСР. Грузоподъемные работы» (бывшее УМ-260), а также УМ-3 и УМ-1 (ГК «Конрад»). По оценкам экспертов, их суммарная доля в этом сегменте достигает 70%. Как отмечают в «ЛСР. Грузоподъемные работы», в составе парка около 250 единиц техники, более 2/3 общего числа – башенные краны марок Liebherr, Potain, Everdigm. Наиболее востребованы краны средней грузоподъемности (8-10 т).

Но даже создание застройщиками собственных парков техники, а значит, одновременно и потеря в их лице крупных клиентов, и усиление конкуренции, не сказываются на общей положительной динамике рынка аренды. Небольшие новые компании не представляют серьезной конкуренции.

Рост предложения

Если создание нового управления механизацией с башенными кранами – сложный и очень дорогой процесс, то выйти на рынок аренды в качестве арендодателя в сегменте любой другой строительной и дорожной техники гораздо проще. Поэтому в последнее время число участников здесь резко возросло, что увеличило предложение и ужесточило конкуренцию.

С января 2013 года ООО «ЛенТрансСтрой», входящее в ГК «Возрождение» и ранее обслуживавшее исключительно стройплощадки внутри группы, начало сдавать технику внаем на сторону. Наибольшим спросом пользуются стреловые краны на гусеничном и колесном ходу (активно задействованы, например, на возведении КАД), с весны по осень стабильно востребованы экскаваторы и самосвалы, зимой – техника, совместимая с гидромолотами (для работы с мерзлым грунтом). Коммерческий директор предприятия Владимир Горшаков характеризует конкуренцию как «действительно очень сильную». По его мнению, на рынке большое количество как мелких игроков, так и фирм-субарендаторов. К первой группе могут относиться и физические лица, владеющие всего одним-двумя экскаваторами-погрузчиками. Их преимущество состоит в возможности идти на значительный демпинг, в отличие от юридических лиц. Во второй группе встречаются фирмы, вовсе не имеющие машин на балансе, но активно оказывающие посреднические услуги. Закладывая в арендную ставку свой процент, они, напротив, повышают среднерыночные цены.

Ощущают расширение рынка и потребители услуг. «За последние два года предложение аренды и лизинга на рынке возросло на 70%, поскольку увеличилось и число банков, где можно брать технику в лизинг, и число специализированных компаний, – утверждает директор департамента эксплуатации объектов NAI Becar в Петербурге Валентин Каверин. – Цены на такие услуги в этот же период возросли примерно на 10-12%, и в ближайшее время продолжат расти в связи с переходом на более дорогие импортные наименования». Одним из лидеров рынка эксперт называет компанию «Строй-Рент», имеющую наибольшее количество подразделений по всему городу. Самые известные лизингодатели строительной техники в регионе – компании «Техноспецсталь-Лизинг», «Балтийский Лизинг», «Альянс Лизинг» и «Дельта Лизинг».

Помимо ужесточения конкуренции, есть и другие последствия бурного расширения рынка: арендаторы начинают жестко диктовать условия, несвоевременно закрывать документацию и оплачивать выполненные работы с существенной задержкой. В этой ситуации все чаще дело доходит до обращения арендодателей в арбитражные суды и банкротства малых предприятий.

Лизинг

Именно лизинг остается основной схемой приобретения стройтехники, поскольку позволяет не отвлекать оборотные средства: платежи покрываются за счет платы за аренду или услуги, получаемой от клиентов. В среднем спецтехнику можно приобрести в лизинг с первоначальным взносом от 25% стоимости при сроке договора до 60 месяцев.

По словам генерального директора «Carcade Лизинг» Алексея Смирнова, ниша лизинга строительной техники не в такой мере перенасыщена предложениями провайдеров, как, например, сегмент легковых автомобилей. Здесь не наблюдается шквала специальных акций и заманчивых условий для клиентов от поставщиков, они имеют скорее индивидуальный характер. Нет и вектора на сервис, а конкуренция разворачивается прежде всего в области ценового предложения. По прогнозу специалиста, на сегмент лизинга строительной техники в ближайшее время серьезное влияние может оказать резкое снижение сделок по подвижному составу и авиализингу, наблюдаемое по итогам 2012 года. Вполне возможно, многие специализированные компании начнут двигаться в другие активно растущие секторы, в частности, обратят внимание на рынок строительных и дорожных машин, что приведет к еще большему увеличению предложения. Кроме того, ежегодно возрастает роль государственной поддержки малых и средних предприятий в части субсидирования лизинговых платежей. Такие программы уже сейчас действуют в большинстве регионов России.

По оценке рейтингового агентства «Эксперт РА», основной фактор увеличения спроса на лизинг дорожно-строительной техники в целом по стране – реализация масштабных проектов, связанных с проведением Олимпийских игр и чемпионата мира по футболу (см. «Дороги, которые нам выбрали», «Эксперт С-З» №32-33, 12-25 августа 2013). В 2012 году рост лизинга достиг 17%. По ожиданиям на 2013-й он составит 15-20%, что в абсолютном выражении соответствует 6 млрд рублей по пессимистичному и 8 млрд по оптимистичному прогнозу.

Работа на износ

Пять лет назад резкое старение строительных машин в среднем по отрасли было одной из наиболее обсуждаемых специалистами тем. По оценке маркетологов GR Consulting, на конец 2009 года износ парка дорожно-строительной техники в целом по России приближался к критическому значению 50%. Главной причиной было посткризисное снижение экономической активности, приведшее к сокращению объемов строительства. Это затормозило закупки новой техники и привело к сокращению парка.

Евгений Скрипачев придерживается мнения, что кризис благотворно повлиял на состояние рынка аренды: «Когда объектов стало меньше, конкуренция резко выросла, и арендные компании стали снижать цены. Строители получили возможность выбора и стали шире использовать новые импортные машины, смогли их оценить по достоинству». Но по сравнению с 2009 годом сегодня ситуация выровнялась, стройки активизировались. Вслед за спросом возросли и цены. «Но застройщики уже успели привыкнуть к современной импортной технике, и сейчас именно она наиболее востребована», – поясняет Скрипачев.

Таким образом сегодня изношенность строительной и дорожной техники уже относительно невысока, отмечают эксперты – в среднем по рынку в пределах 30%. По оценке генерального директора ЗАО «Ленстройтрест» Александра Лелина, «за последние пять лет парк вырос и обновился: автотранспорт, спецтехника, краны – сейчас предложения по этим позициям разнообразны, интересны и радуют».

Цена вопроса

По данным исследования центра «РусРентал», цена аренды башенных кранов по стране варьируется от 130 до 800 тыс. рублей в месяц. Конкретная цифра зависит от производителя, характеристик модели (грузоподъемности, высоты, вылета и т. п.) и региона оказания услуги. На расценки влияет и внутренняя политика арендодателя. Многие собственники техники не используют жестко фиксированные прайс-листы, а подходят к расчету стоимости индивидуально, в зависимости от требований клиентов – учитывают срок аренды, форму оплаты и ряд других факторов. При этом стоимость монтажа/демонтажа каждой единицы подобной техники относительно стабильна – 350-550 тыс. рублей.

Чистая прибыль компаний, оказывающих услуги аренды строительной и дорожной техники, 20-30%. Показатель зависит от многих факторов – от количества единиц и пакета заказов, размера финансовых вложений в обновление и расширения парка до применения или неприменения «серых» схем.

Башенные краны европейского производства при стабильном использовании окупаются примерно за пять лет. Средний срок их эксплуатации – около 15 лет, а если вовремя провести обследование и капитальный ремонт – более 20 лет. Пренебрегая перспективами, некоторые приобретают дешевую китайскую или подержанную технику. В этом случае вернуть вложенное можно за 2-2,5 года.

Резюме

В ближайший год, по мнению экспертов, объем строительного рынка будет прирастать невысокими темпами, поэтому потребности в строительной технике снизятся. Важным трендом станет рост доли импортной техники. Новые технологии и возрастающее число нестандартных проектов также заставят владельцев строительной техники переходить на более узкую специализацию, чтобы добиться конкурентного преимущества.

Динамика доли машин с истекшим сроком службы по видам дорожной и строительной техники в России, 2006-2012 годы, шт. и %
Сегментация российского рынка строительной техники, %
Динамика производства дорожно-строительной техники в России по видам машин, 2006-2012 годы, шт. и %

Новости партнеров

Реклама