Автомобиль – стимул для качественной среды

16 сентября 2013, 00:00
  Северо-Запад

Ежегодный форум «ТОП-250» стремится стать площадкой, на которой представители частного бизнеса могут обсудить волнующие их проблемы вместе с представителями властных структур и естественных монополий

Юнис Лукманов

Проблема межрегиональных связей для СЗФО крайне важна – неспроста в качестве локомотива развития региона выбран именно транспорт. Волнует эта проблема и частных предпринимателей, особенно представителей автомобильного бизнеса. Председатель совета директоров автохолдинга РРТ Юнис Лукманов уверен: создав предпосылки для развития автомобильного бизнеса, можно сформировать качественную социальную среду – в первую очередь, в средних и малых городах Северо-Запада:

– Если говорить об автомобильном бизнесе, сейчас мы наблюдаем стабилизацию рынка с точки зрения объемов продаж. Если два года назад Минэкономразвития предполагало, что мы выйдем на реализацию порядка 2,9 млн автомобилей России в год к 2015 году, то теперь мы видим, что эти показатели уже достигнуты в 2012-м. Поэтому с распространяемой информацией о негативных тенденциях, о стагнации рынка я не соглашусь. И наверное, эту тему можно было бы обсудить с коллегами на форуме.

Мне кажется, и журналистам надо более объективно подходить к ситуации: наш рынок еще далек от насыщения, особенно это касается нестоличных городов. Если исключить Петербург и Москву, по России средняя насыщенность, если я не ошибаюсь, около 260-270 автомобилей на тысячу человек. Это очень низкий показатель. На этом фоне говорить, что у нас есть какие-то негативные тенденции – как минимум близоруко.

Еще один важный момент – с чем российская экономика сегодня сталкивается в связи с вступлением в ВТО. Например, если говорить об издержках производства, здесь есть несколько факторов, которые надо совместными усилиями нивелировать. Это издержки в части работы монополистов, разрешительной документации, разрешительной системы вообще, работы малого бизнеса и просто бизнеса. Потому что чиновники, административные барьеры, коррупция – эти факторы дают в итоге такие цифры, при которых Россия не может конкурировать с другими участниками ВТО. Например, сегодня строительные материалы в Россию откуда только ни везут: из Израиля, из Китая. Потому что даже с учетом транспортных расходов получится раза в два дешевле, чем покупать отечественные.

Есть проблема монополистов. Монополизация привела к тому, что у нас сегодня электричество дороже, чем в Европе. Есть проблемы подключения к сетям. Стоимость подключения тоже выше, чем в Европе. Я уже не говорю про Америку. И если мы говорим с учетом этого об издержках производства, например, про автобизнес, то наша стройка будет дороже, чем та же стройка в соседней Европе или Америке.

Важная проблема – банковские кредиты. Банковские ставки ужасны для бизнеса. Сегодня американский предприниматель, взяв кредит под 3-4% годовых, может нормально развивать свой бизнес. А мы работаем, получив финансирование под 12-15% годовых. И что будет с нашим бизнесом? Нехватка оборотных средств – это нехватка вообще всего. Бизнес просто душат ставками. Я знаю массу примеров. И получается замкнутый круг. В этом порочном круге инфляция порождает высокие ставки, а ставки, в свою очередь, порождают инфляцию.

Сегодня государство уже обратило внимание на эту проблему, и в автомобильном бизнесе идет навстречу производителям, чья продукция собирается в России. Уже две трети ставки рефинансирования финансирует государство.

Я думаю, с банками государству надо поступать немножечко пожестче. В том плане, что не банки должны руководить экономикой страны, а в первую очередь те, кто создает рабочие места. Деньги ради денег – это не тот стимул для нашей страны, на который нужно ориентироваться.

Проблемы, о которых я говорю, – общероссийские. У нас автомобильный кластер, у нас масса заводов. И если те проблемы, о которых я говорю, будут решаться оперативнее, то и реализация тех же самых автомобилей пойдет более активно не только в Санкт-Петербурге, но и в других регионах Северо-Запада. А это важно, потому что Северо-Запад – «растянутый» регион.

Если мы хотим, чтобы люди оставались в деревнях, нужно всех сажать на автомобили. Ведь что сегодня важно: если у человека нет автомобиля, у него нет стимула остаться в деревне. Он не может никуда добраться. А ему нужны определенные услуги – магазин, школа. Чтобы получить социальные услуги, он должен иметь колеса. Но у него нет автомобиля, и он не может его купить. Человек вынужден ехать в город, где есть все социальные услуги.

С учетом того, что руководство страны обратило внимание на становление в России автомобильной промышленности, что ставку рефинансирования государство будет финансировать в размере двух третей, я думаю, в ответ на это в ближайшее время рынок тоже зашевелится.

В первую очередь это важно для глубинки, не для столиц. Нам необходимо более активно насыщать рынок автомобилями не в столицах, не в Москве и Петербурге, а в городах второго, третьего эшелона – миллионерах и стотысячниках. И там, в крупных городах, формировать условия для развития автомобильного бизнеса. Развитие автомобильного бизнеса, в свою очередь, создает хорошую социальную среду.