В Петербурге запущена площадка для обсуждения развития креативных индустрий инициаторами которой стали британский благотворительный фонд Calvert 22, факультет свободных искусств и наук СПбГУ и Государственный Эрмитаж. На прошедшем первом форуме эксперты обсудили, способна ли Северная столица перенять опыт европейских стран в развитии творческого сектора

В таком городе, как Санкт-Петербург, креативная индустрия и культура должны стать градообразующими факторами. Как экономист, я понимаю, что нашей стране нужно искать новые возможности, позволяющие диверсифицировать экономику. Всем известно, что на 2/3 наш экспорт – природные богатства, 20% нашего ВВП составляют индустрии, связанные с добычей полезных ископаемых. Сегодня эта планка уже не может давать того развития, того прыжка, что нужен нашей стране. Поэтому мы хотим развивать творческие индустрии. Очень важно, что участниками креативных индустрий в больше степени являются субъекты малого и среднего бизнеса, которые зачастую более устойчивы, даже в кризисной ситуации. Например, в Великобритании в разгар кризиса с 2005 по 2010 годы производительность креативных индустрий выросла на 6,8%.

Говоря о Петербурге, отмечу, что он имеет большой потенциал для развития творческих индустрий. По нашим оценкам, 10% жителей Петербурга работают в креативном секторе, за прошлой год на Северо-Западе количество малых предприятий выросло на 33%, в том числе за счет креативных индустрий. Возможно, в связи с новыми налогами в этом году эта цифра будет не такой впечатляющей, но я уже не отвечаю за налоги. Я думаю, правительство скорректирует свою позицию по отношению к малому бизнесу.

Город, с которым можно сравнивать Петербург, – это Берлин. В XX веке оба города пережили нелегкое время: сокращение населения, восстановление после Второй мировой войны, оба города имеют социалистическое прошлое.

В Берлине 20% экономики связано с креативными индустриями, в Петербурге это 7% создаваемого ВВП города. Вот еще несколько цифр: в Петербурге, по официальной статистике, проживают 5 млн человек , в Берлине – 3,5 млн человек, число туристов в 2011 году в нашем городе – 2,9 млн человек, в Берлине – 3,7 млн человек. ВВП Петербурга – 56 млрд долларов, в Берлине в два раза выше. Еще один показатель – прямые иностранные инвестиции: в Петербурге 1 млрд долларов, в Берлине – 9,8 млрд долларов.

Очевидно, что Петербург несколько недооценен. Надо признаться, что мы недостаточно умеем коммерциализировать культуру. Мне кажется, что художник не всегда должен быть бедным. Нельзя недооценивать представителей искусства, их работу. Нужно создать площадку для общения представителей креативных индустрий. Нужно проводить исследования отрасли и, конечно, создавать новые образовательные программы, которые будут готовить креативных управленцев.

Я считаю, что время для развития креативных индустрий не упущено. По опыту в наукоемких отраслях могу сказать, что от возникновения идеи до ее внедрения проходит 10 лет. Нужно начать уже сейчас. Сравнивая город с Берлином, надо понимать, что в Германии существует уникальный опыт институтов общества: от рыночных до правовых, а также институты, связанные с культурой и образованием. В этом смысле исторически сама среда на порядок более сплочена, продвинута. Там существуют инструменты проведения, оценки, отбора проектов. У нас есть некоторые препятствия, например, ограничения, связанные с предоставлением виз иностранцам.

Любой проект может сделать Петербург креативным кластером, это зависит от личностей, которые помогут этому процессу. В первую очередь, личности в администрации и известные люди, живущие здесь. Кто-то должен стать неформальным проводником. Если мы хотим создать кластер, то должны появиться люди в администрации или в объединении, связанном с администрацией, которые скажут: «Мы хотим это сделать». Тогда начнется разговор о том, что нужно сделать: чуть-чуть уточнить налоги, где-то облегчить какие-то режимы, добавить средства.

Что касается участия предпринимателей в развитии креативных индустрий, то, думаю, нужно провести исследование бизнеса Петербурга, кто и на что тратит средства. Должен сказать, есть бизнесмены, кто поддерживает разные проекты: хоккейные клубы, музеи – это нередкая практика. Я знаю на своем опыте, ежегодно провожу фандрайзинговые мероприятия, на которые приходят человек 20-30, работаем, потихонечку мы собираем средства на новые образовательные и креативные программы. Я знаю пару десятков подобных проектов. Многое зависит от городской власти, от налогового режима. У нас есть контакт с администрацией, давайте сделаем предложения, хоть что-то реализуется.

Санкт-Петербург

У партнеров

    «Эксперт Северо-Запад»
    №38 (635) 23 сентября 2013
    Нефть и газ
    Содержание:
    Лед и пряник

    Российские власти намерены стимулировать разработку нефтегазовых месторождений на шельфе Арктики посредством долгосрочных налоговых преференций. Тем самым создаются условия для повышения рентабельности проектов и привлечения в них иностранных инвесторов

    Реклама