«МегаФон» меняет скоростной режим

Алексей Семенов: «Все возможно! При хорошем покрытии сети и высоких скоростях мобильного интернета»

Фото: ОАО «Мегафон»
Алексей Семенов

Мобильный интернет по-прежнему выступает драйвером роста на российском рынке телекоммуникаций. О причинах стабильно высокого спроса на услуги передачи данных рассказал директор Северо-Западного филиала ОАО «МегаФон» Алексей Семенов:

– Спрос на мобильный интернет не просто стабильно высокий – он постоянно увеличивается. К примеру, мы ставим в какойнибудь деревне новую базовую станцию, а уже на следующий день понимаем, что там нужно наращивать мощности: станция перегружена из-за того, что вся деревня разом «пошла в интернет». Сейчас можно говорить о том, что в Санкт-Петербурге достигнуто практически ковровое покрытие сети. Таким образом, растет качество и скорость передачи данных.

С развитием мобильного интернета появился и целый спектр новых услуг – от отключения электроприборов на расстоянии с помощью SMS-розетки до контроля за передвижением автотранспорта. Мы стали гораздо мобильнее, наш ритм жизни заметно ускорился – и технологии должны соответствовать потребностям: логично, что и интернет стал мобильнее и быстрее.

Глобально изменилось и само информационное поле: сейчас каждый человек может не только стать свидетелем событий, происходящих на другой стороне земного шара, но и рассказать о чем бы то ни было всем интернет-пользователям. Расстояния потеряли свое прежнее значение. Например, ты находишься в центре событий, снимаешь видео на телефон, через минуту оно уже на YouTube, а через полторы минуты твоя новость может облететь весь мир – достаточно сделать запись в Twitter. Все возможно! При хорошем покрытии сети и высоких скоростях мобильного интернета.

– Кстати, насчет скоростей. «МегаФон» запустил LTE чуть больше года назад. Насколько востребованными оказались возможности сети 4G в Петербурге и Ленобласти?

– Основные показатели в этом вопросе – объем потребляемого трафика и количество пользователей. За последний год трафик передачи данных в сети 4G СевероЗападного филиала вырос почти в восемь с половиной раз, а число абонентов увеличилось в девять раз. За этими цифрами стоит масштабная работа по увеличению покрытия сети. Сейчас услуги сети четвертого поколения помимо Санкт-Петербурга доступны в населенных пунктах Ленинградской области: в Сосновом Бору, Гатчине, Киришах, Никольском, Луге, Шлиссельбурге, Выборге, Тихвине, Приозерске, Всеволожске и Тосно. При этом средняя скорость передачи данных в сети 4G достигает 20 Мбит/с. Но значительные изменения еще впереди. Приобретение этой осенью «Скартел/Йоты» дает старт новому этапу строительства LTE-сетей. В результате абоненты получат гарантированно высокую скорость и отличное качество сигнала, а также широкое покрытие 4G-сети.

 

Ради планшетов и смартфонов

 

– Как меняется рынок мобильных гаджетов?

– Мобильный интернет нужен все большему числу людей, так что смартфоны с большими экранами и мощными процессорами активно вытесняют обычные мобильные телефоны. Только за последний год в сети Северо-Западного филиала «МегаФон» смартфонов стало больше на 40%, а планшетов – почти на 75%. При этом сейчас средний смартфон лучше, чем самый «продвинутый» компьютер 15 лет назад. Помню, у меня был компьютер с разрешением экрана 640х480, а сейчас у любого смартфона оно в разы больше. Это же просто фантастика! Неудивительно, что рынок ПК и ноутбуков сокращается, а на смену им приходят планшеты и смартфоны с мобильным интернетом. Кроме того, на рынке большой ассортимент модемов и роутеров. За последний год особенно заметно ситуация изменилась в отношении 4G-оборудования. Вначале количество гаджетов, работающих в сети 4G в России, ограничивалось двумя-тремя моделями. Сейчас в нашей стране доступно 4G-оборудование почти от всех ведущих производителей.

– Если говорить об острых вопросах, то сразу приходит в голову ситуация вокруг переноса номеров. Как думаете, много ли абонентов воспользуются услугой MNP?

– Мы целиком поддерживаем введение переносимости номера. Но для того чтобы эта услуга заработала корректно, нужно, чтобы все российские операторы были готовы к ее внедрению. Если компании «большой тройки» уже закупили оборудование, тестируют работоспособность софта и взаимодействуют между собой, то многие небольшие компании, а также фиксированные операторы к такой работе еще не приступали. Поэтому наше предложение – не торопиться, а запустить эту услугу после того, как все операторы будут к этому готовы, чтобы у абонентов, сменивших оператора, работали все привычные сервисы. На наш взгляд, запуск этой услуги перед Новым годом нецелесообразен.

– Еще один насущный вопрос – про спамеров. Что конкретно «МегаФон» сейчас делает для борьбы с бесконечным потоком спамерских SMS-сообщений?

– В этом году мы приняли и уже реализовали решение о блокировке спама с буквенных номеров. Но система фильтрации таких сообщений – только часть нашей комплексной программы. Летом мы запустили короткий номер 1911, на который абоненты бесплатно пересылают подозрительные сообщения. Система автоматически обрабатывает эту информацию, что помогает в поиске и блокировке спамеров. Результаты проведенных работ уже налицо: наша система каждую неделю блокирует более 30 млн спамерских сообщений и более 8 тыс. буквенно-символьных номеров. Сейчас мы приступаем ко второму этапу – до конца года планируем полностью заблокировать SMS, отправляемые с коротких цифровых номеров. Очевидно, что эта сфера нуждается в дополнительном регулировании и контроле. Конечно, мы ждем изменений и на законодательном уровне, так как эффективность наших действий в этом направлении тогда сильно возрастет.

– То есть вы полагаете, что эту проблему можно полностью решить?

– Конечно! Любая задача решаема – важны правильный подход и воля.

 

Поколение за поколением 

 

– «МегаФон» за последнее время выпустил немало новых сервисов и приложений. С чем связан такой интерес компании к новым услугам и востребованы ли они?

– Большое количество предложений диктуется огромным количеством наших абонентов, многообразием их жизненных целей и потребностей. Так что каждая услуга находит своих пользователей. Например, сейчас довольно остро стоит вопрос OTT-сервисов и «МегаФон» – единственный российский оператор, который неплохо продвинулся в этом направлении. Наши коллеги из MegaLabs создали удобный и понятный продукт – «МультиФон», который позволяет совершать и принимать обычные и видеовызовы, причем либо совсем бесплатно, либо по вполне адекватной цене, а новый продукт UMS позволяет общаться в чате, отправлять и получать SMS, сообщения в социальных сетях. Причем оба эти сервиса работают через интернет.

– А каковы планы «МегаФона» относительно развития третьего поколения мобильной связи?

– За последний год трафик в сети третьего поколения «МегаФона» в Северо-Западном филиале вырос более чем в полтора раза. Абоненту, по большому счету, все равно, с помощью какой технологии он получает нужные услуги. Главное – качество и скорость. Средняя скорость в сети 3G сейчас более 3 Мбит/с. Это, конечно, ниже, чем в сетях 4G, но позволяет вполне комфортно пользоваться возможностями интернета. При этом доступ к сети 3G есть почти у 90% населения Ленинградской области, причем и в малых городах, и в дачных поселках. Я уже не говорю о Санкт-Петербурге. Но с нашей стороны работы по улучшению покрытия не прекращаются. Мы модернизировали базовые станции 3G в целом ряде районов Ленобласти, в том числе в Вырице, Энколово, Лодейном Поле, Токсово и Ларионово. Для нас важно и качество сигнала, и покрытие, и ассортимент оборудования.
Мы живем в очень интересное время, когда мир, технологии, а соответственно, и наш уклад жизни и даже уровни сознания изменяются быстрее, чем мы сами от себя ожидаем. Прежде всего в этом «виновата» и мобильная связь. Ее влияние на развитие и объединение общества будет расти и дальше. Важный момент – мобильные технологии каждому дают равные возможности, главное – помнить: хочешь выиграть – целься в будущее.

Санкт-Петербург