Страсти по месту жительства

10 февраля 2014, 00:00
  Северо-Запад

Из-за правил размещения объектов мелкорозничной торговли между властями Санкт-Петербурга и предпринимателями регулярно возникают конфликтные ситуации. Одной из последних и наиболее показательных проблем стало распоряжение Комитета по развитию предпринимательства и потребительского рынка Санкт-Петербурга (КРППР) №2010 «Об утверждении Схемы размещения нестационарных торговых объектов» от 1 октября 2013 года, реализующее постановление городского правительства №1045 от 27 сентября 2012 года.

По новым правилам в схему, например, не вошли павильоны на участках, попадающих под охранные зоны сетей, даже при наличии у предпринимателей всех необходимых согласований от коммунальщиков. А для ряда объектов, также не включенныхв документацию, и вовсе нет никакой аргументации.

Еще в октябре прошлого года инициативная группа бизнесменов обратилась в Общественную приемную по защите прав предпринимателей Главного следственного управления Следственного комитета России (ГСУ СКР), поскольку их возмутила возможность расторжения договоров аренды земельных участков после вступления в силу постановления №2010. По словам руководителя Общественной приемной ГСУ СКР по Санкт-Петербургу Анны Филоненко, любые неправомерные решения властей, безусловно, могут быть обжалованы предпринимателями в судебном порядке, однако при этом бизнесмены будут нести значительные временные и финансовые издержки, а сами обращения примут массовый характер.

В Петербурге, по оценке Анны Филоненко, в результате прекращения деятельности некрупных торговых предпринимателей, чьи объекты не были включены в схему, работу могут потерять около 20 тыс. человек. Это не только потери бюджета от неполучения арендной платы и налогов, но и о дополнительные расходы казны на выплату пособий по безработице. При установленной на 2014 год минимальной величине дотаций 850 рублей, а максимальной – 4,9 тыс. рублей эта сумма может составить 17-98 млн рублей ежемесячно.

Эксперты Следственного управления, встав на сторону бизнесменов, направили обращение в петербургскую прокуратуру для проверки соответствия положений постановления №1045 и его смежных актов федеральному законодательству. Правоохранители установили, что именно при утверждении схемы были допущены нарушения, которые «носят массовый и системный характер, свидетельствуют о создании административных барьеров субъектам предпринимательства, о ненадлежащем исполнении сотрудниками КРППР и администраций районов требований действующего законодательства, а в целом могут повлечь нарушение интересов государства и общества». Основные претензии к властям связаны с тем, что объекты с действующими договорами аренды должны быть включены в схему без дополнительного обоснования.

В результате 2 декабря 2013 года прокуратура Санкт-Петербурга внесла представление вице-губернатору Игорю Голикову, курирующему работу КРППР, с требованием в течение месяца устранить нарушения, допущенные при формировании схемы и издании распоряжения №2010, привести документы в соответствие с действующим законодательством и привлечь виновных лиц к дисциплинарной ответственности. Вопрос был поставлен на контроль прокуратуры города. Казалось бы, на этом справедливость должна была восторжествовать. Но история тянется до сих пор. По мнению правоохранителей, по истечении отведенного месяца конкретные меры чиновниками приняты не были, и ответ на представление за подписью Игоря Голикова их также не удовлетворил. «В письме не содержится информация об устранении допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих, о чем представители органов исполнительной власти должны были отчитаться согласно федеральному закону «О прокуратуре РФ». В частности, отсутствуют сведения о реально принятых мерах по устранению каждого из перечисленных в представлении нарушений законодательства, даже сроки внесения изменений, а также сведения о привлечении к ответственности лиц, допустивших нарушение закона», – комментирует Анна Филоненко.

В аппарате Игоря Голикова сообщили, что КРППР в процессе подготовки распоряжения №2010 нарушений допущено не было.

А факты, изложенные в представлении прокуратуры по конкретным юридическим лицам, сугубо касаются действий администраций районов.  В итоге только в январе 2014 года для урегулирования вопроса были проведены совместные совещания с участием представителей прокуратуры, КРППР, КУГИ и другими структурами. Был подготовлен проект постановления правительства Санкт-Петербурга о внесении изменений в постановление №1045, позволяющих, по словам чиновников, в дальнейшем оперативно устранять обнаруженные недостатки при формировании схемы. Сейчас документ проходит необходимые согласования.

Однако ситуация в целом далека от нормализации. Правоохранители по-прежнему считают действия чиновников недостаточными и считают, что исполнительные органы государственной власти пытаются ввести граждан в заблуждение, акцентируя свое внимание только на постановлении №1045, тогда как нарушения были установлены именно в распоряжении №2010, где и должны быть устранены. Кроме того, согласно положению о КРППР, именно этот комитет координирует работу со схемами размещения нестационарных объектов, в том числе и проводимую районными администрациями, и несет за нее полную ответственность. К сожалению, конкретных лиц, виновных в сложившейся ситуации, высшими городскими чиновниками названо так и не было. Предприниматели же, чьи объекты не попали в злополучную схему, и по сей день, четыре месяца спустя, получают отказы в продлении договоров аренды, надеясь, что прокуратура города доведет начатое дело до конца и наглядно продемонстрирует, что закон необходимо соблюдать и представление прокурора – не пустой звук.