Стартапы категории «А»

Русский бизнес
Москва, 26.05.2014
«Эксперт Северо-Запад» №22 (669)
Ратмир Тимашев: «Пока самые успешные проекты на местном рынке – это некая копия идей западных проектов»

Фото: VEEAM SOFTWARE

Тактика инвестиций в ИТ-стартапы изменилась, венчурные фонды все чаще стали вкладывать в меньшее количество проектов на стадии А, чем на стадии основания проекта и идеи. Основатель и президент компании

Veeam Software и соучредитель венчурного фонда ABRT Ратмир Тимашев рассказал «Эксперту С-З» о рынке облачных сервисов (резервного копирования), о том, как надо работать с ИТ-стартапом, и о тактике российских венчурных фондов.

– Как развивается венчурный рынок в России?

– В 1990-е годы начали появляться государственные и частные фонды, которые давали средства молодым компаниям на посевной стадии – когда есть идея, но нет продукта. Открылись первые институты развития, такие как Фонд Бортника – в 1994 году, затем Российская венчурная компания (РВК) – в 2006-м и «Сколково». Сейчас часть этих идейных стартапов смогла дойти до стадии роста, или раунда А. Это состояние, когда у компании уже есть минимальный продукт и первые пользователи, но опыта и ресурсов для грамотного выстраивания продаж и выхода на глобальные рынки еще нет.

Сегодня в России работает около сотни фондов, в основном российские, но есть и западные, например Mangrove и Insight Venture Partners – партнеры ABRT Venture Fund. ABRT начал заниматься венчурными инвестициями в 2005 году, и сейчас мы совместно с нашими западными партнерами активно работаем над тем, чтобы обеспечить инвестиционную поддержку молодых компаний на стадии раунда А.

– В России возникает много перспективных бизнес-идей, не хуже, чем в США и Западной Европе, но у кандидатов в стартаперы нет денег, нет возможности начать бизнес.

– Я считаю, что сейчас есть достаточно много фондов, которые могут дать деньги на начальном этапе – этапе посевных инвестиций. Однако очень немногие фонды фокусируются на инвестировании в проекты на ранней стадии. С этой целью нынешней весной мы вместе с нашим европейским партнером Mangrove Capital Partners запустили рабочую площадку – ABRT-Mangrove СEO Camp – для помощи молодым предпринимателям на стадии раунда А, когда у компании есть не только идея, но и работающий прототип или продукт, первые клиенты, и ей нужна помощь, чтобы выйти на рынок, организовать продажи и маркетинг.

Мы не просто даем советы – мы конкретно проводим работу в течение двух с половиной месяцев для CEO компаний из России, стран СНГ и Европы. Несколько недель руководители стартапов проводят в Санкт-Петербурге, затем работа переносится в Кремниевую долину. Там во время части проекта Deep Dive они общаются с представителями ИТ-компаний и венчурными фондами, в том числе двумя самыми известными фондами Кремниевой долины – Accel Partners (инвестор Facebook) и Sequoia Capital (инвестор Google).

Перед нами не стоит задача вложения в самую перспективную компанию на выходе. Наша задача – помочь компаниям определиться с бизнес-моделью, проверить ее в реальных условиях, поделиться своей экспертизой и помочь стартапам вывести продажи и маркетинг на новый уровень. Мы хотим развивать экосистему венчурного инвестирования в России в целом.

Проекты на коленках

– Для вас сегодня интересны проекты с «длинными» деньгами или быстрый возврат инвестиций?

– Любой инвестиционный проект рассчитывается на пять-семь лет окупаемости. Если в России вкладывать в производство, то, наверное, более трех-пяти лет трудно прогнозировать, но если инвестировать в высокотехнологичные проекты, то, я думаю, строить перспективу на пять-семь лет – это нормально.

Два года назад на русском языке вы шла книга Эрика Риса «Бизнес с нуля: метод Lean Startup для быстрого тестирования идей и выбора бизнес-модели». В ней он говорил: некоторые предприниматели считают, что нужно два года работать у себя в темной комнате, а только потом вывести продукт на рынок. В то время как успешные проекты, как правило, развиваются по другой траектории. Сначала ты делаешь на коленке минимальный продукт (MVP – Minimum Valuable Product) за три месяца, а потом ищешь инвестора для раскрутки. Многие успешные проекты, от Google до Facebook и «ВКонтакте», делались в общежитии или у себя в комнате на коленке, без особых ресурсов.

Когда мы инвестируем с Mangrove, мы не ожидаем возврата ранее чем через пять-семь лет, но ожидаем, что стартап будет расти, капитализация – увеличиваться, а следующий раунд инвестиций будет идти по более высокой оценке. При выборе стартапов мы предпочитаем проекты, ориентированные на глобальный рынок и показывающие динамичное развитие (есть работающий прототип или существующий продукт/сервис, пользователи или первые продажи).

– Во сколько проектов вы инвестировали за последние пять лет? Какие проекты стали наиболее успешными?

– Мы инвестируем, наверное, в два-три проекта в год. Иногда, может быть, в четыре. За последние пять лет мы инвестировали примерно в 15 проектов – не все «выстрелили». Полтора-два года назад мы вложились в компанию Oktogo, которая занимается онлайн-путешествиями. Они недавно переименовались в travel.ru, купив новый домен. Мы считаем, что они будут одним из ключевых игроков индустрии.

– Чем в перспективе ABRT планирует заниматься?

– С точки зрения венчурных инвестиций Россия пока отстает от Запада, поэтому нужно смотреть на мировые тенденции. Пока самые успешные проекты на местном рынке – это некая копия идей западных проектов-поисковиков, как «Яндекс», или социальных сетей, как «ВКонтакте». Что касается ABRT, то нам интересны сегменты SaaS (англ. software as a service – «программное обеспечение как услуга»), электронная коммерция, потребительские сервисы, мобильные технологии и робототехника. Ими мы и планируем заниматься.

Облачные инвестиции

– На ваш взгляд, велики ли перспективы у облачных сервисов?

– Veeam Software работает в очень горячей области – области виртуализации. Нам удалось нащупать новый технологический тренд – на рынке острой стала потребность в виртуализации и облачных вычислениях. Некогда это был один из путей развития нового бизнеса – сегодня же мы четко понимаем, что горячий тренд и лучший продукт делают успех в ИТ-предпринимательстве. И это удается немногим.

Когда создавалась компания Veeam Software, на рынке уже существовали крупные игроки, но они предлагали резервное копирование физических серверов. Решения Veeam Software направлены именно на работу в виртуальной среде. Мы сделали ставку на широкий функционал продуктов, что дало нам преимущества среди аналоговых решений конкурентов. Мы были одними из первых, кто создал специализированные решения для резервного копирования виртуальных машин. В 2006 году мы выпустили флагманский продукт Veeam Backup & Replication, на который приходится около 90% нашего оборота. Его продажи росли и продолжают расти настолько быстро, что через семь лет после основания компании Veeam Software ее оборот достиг нескольких сотен миллионов долларов.

– Как вы оцениваете российский рынок резервного копирования?

– Объем российского рынка – 3-5% мирового, а мировой рынок оценивается в 5 млрд долларов.

– Как планируете развивать Veeam Software дальше?

– Через пять лет объем данных значительно увеличится: сохраняется все больше и больше файлов, изображений и т.д. И уже есть необходимость управлять ими. Кроме того, бизнес-требования очень сильно изменились в последние пять-шесть лет: сегодня сотрудники компаний должны иметь доступ к информации с любого  устройства, из любого места в режиме 24/7. Мы считаем, что старые технологии и старые центры обработки данных не соответствуют этим требованиям. Современный ЦОД построен с использованием новейших технологий, которые нуждаются в соответствующей защите. Veeam Software как раз готов предложить актуальные решения.

Сейчас мы не только расширяем функционал наших продуктов в сторону резервного копирования данных, но и двигаемся в область управления данными – data-management, потому что их объем растет до 50% в год.

Санкт-Петербург

Справка

Veeam Software – международная ИТ-компания в сфере резервного копирования и управления виртуальными средами, основанная в 2006 году. Центральный офис находится в городе Коламбус (штат Огайо, США). Инвестиции в создание и развитие составили 15 млн долларов.

На российском рынке Veeam Software присутствует с 2009 года и имеет таких клиентов, как ОАО «МегаФон», ОАО «Мобильные ТелеСистемы», РЖД, ГК «Протек» и др., также компания имеет статус партнера VMware и Microsoft. Сейчас у компании более 25 тыс. партнеров и 100 тыс. заказчиков по всему миру.

Годовой оборот Veeam Software – 250 млн долларов.

Ратмир Тимашев в 1995 году получил степень магистра по химической физике в Университете Огайо. В 1997-м он основал компанию Aelita Software, которая занималась разработкой решений по управлению системами Windows Server. В 2004 году Aelita стала частью Quest Software, а после Ратмир Тимашев основал Veeam Software.

У партнеров

    «Эксперт Северо-Запад»
    №22 (669) 26 мая 2014
    Городская среда
    Содержание:
    Петербург: итоги и перспективы

    В апреле Георгий Полтавченко отрапортовал депутатам городского Законодательного собрания о росте социально-экономических показателей и поиронизировал над значением санкций Запада для Петербурга. Однако эксперты более сдержанны в оценках итогов и перспектив развития Северной столицы

    Реклама