Российско-бельгийский фарватер

Грузооборот российских портов Балтийского бассейна за первое полугодие 2014 года подрос на 5%. На этом фоне порты бельгийского региона Фландрия становятся перспективными площадками для увеличения товарооборота Северо-Запада с Европой

Фото: архив «Эксперт С-З»
Cуммарный грузооборот портов Фландрии по итогам 2013 года составил 262 млн тонн

Статистика Ассоциации морских торговых портов показывает: несмотря на непростую геополитическую и экономическую ситуацию, за январь-июнь 2014 года суммарный грузооборот всех морских портов России вырос на 6,5%, достигнув 303,1 млн тонн. В частности, объем перевалки сухих грузов составил 135,7 млн тонн (+13,6%), а наливных – 167,4 млн (+1,4%).

Правда, динамика работы морских портов в разных регионах Северо-Запада серьезно отличается. Так, грузооборот портов Арктического бассейна за отчетный период как раз снизился на 25,5%, составив лишь 17,1 млн тонн. Обороты порта Мурманск уменьшились до 11,4 млн тонн (-25,1%), а Архангельска – до 1,9 млн (-17,5%). При этом нефтеналивной порт Варандей в Ненецком автономном округе сумел увеличить грузооборот до 2,8 млн тонн (+11,5%).

Порты Балтийского бассейна увеличили объем перевалки грузов до 111 млн тонн (+5,1%), из них сухие грузы составили 43,5 млн (+9,6%), а наливные – 67,5 млн тонн (+2,4%). Наиболее высокий показатель роста (+24,5%) продемонстрировал порт Усть-Луга, перевалив 36,3 млн тонн грузов. Большой порт Санкт-Петербург повысил грузооборот до 29,8 млн тонн (+8,7%), а порт Высоцк – до 8,8 млн тонн (+8,1%). В то же время снижение грузооборота продемонстрировали порт Приморск (до 28,7 млн тонн, -13,8%) и Калининград (до 6,7 млн тонн, -6,5%).

Для сравнения: грузооборот портов Дальневосточного бассейна достиг 80,7 млн тонн (+13,8%), Азово-Черноморского бассейна – 90,5 млн тонн (+11,7%).

Согласно прогнозу, озвученному на днях заместителем министра транспорта Виктором Олерским, грузооборот портов России в 2014 году вырастет на 5,3% в сравнении с показателем 2013-го – до 620 млн тонн. По его словам, основной прирост грузопотока обеспечит рост перевалки угля и контейнерных грузов.

Окно во Фландрию

Высоко оценивая перспективы российских портов на Балтике, европейские портовые терминалы разворачивают конкурентную борьбу за взаимодействие с местными портовиками и грузоперевозчиками. Одним из успешных примеров эффективного выстраивания импорто-экспортных коридоров с Россией можно назвать политику бельгийских портов, расположенных в регионе Фландрия, – это терминалы Антверпена, Ганта, Зебрюгге и Остенде.

Стоит отметить, что этот портовый кластер Бельгии обладает безусловным стратегическим преимуществом, поскольку расположен практически в центре Европы – между Нидерландами, Германией, Францией и Великобританией, на берегу Северного моря, на пересечении трансконтинентальных коридоров, связывающих Старый Свет с другими континентами. Порты Фландрии имеют маршруты, связывающие их почти с 1 тыс. портов мира, из которых более 300 принимают фламандские суда еженедельно. А благодаря разветвленной сети внутренних водных путей (в первую очередь – реки Шельды, на которой стоит Антверпен) есть возможность доставлять грузы во Францию и Германию с выходом в Рейн и далее через Дунайский бассейн вплоть до Черного моря.

Впечатляют и объемы перевалки – суммарный грузооборот четырех портов Фландрии по итогам 2013 года составил 262 млн тонн (к примеру, грузооборот всех российских портов Балтийского бассейна в том же году насчитывал лишь 215,8 млн тонн). Хотя эти цифры все же уступают нынешнему безусловному лидеру европейской портовой инфраструктуры – Роттердаму (Нидерланды) с его более чем 442 млн тонн, обработанных в прошлом году.

Вместе с тем бельгийские портовики намерены в ближайшие годы существенно увеличить объем грузооборота с Россией, в частности с портами Финского залива: Большим портом Санкт-Петербург, Усть-Лугой, Приморском, Высоцком, Выборгом и пока еще строящимся портом Бронка.

Антверпен

На сегодняшний день наибольшие объемы среди фламандских портов обеспечивает Антверпен – 190,8 млн тонн за 2013 год, из которых 102 млн приходится на контейнеры, 58 млн – на наливные грузы, 15 млн – на навальные и 14 млн тонн – на сыпучие грузы. Антверпен является самым крупным сталеподготовительным портом в мире, в котором ежегодно обрабатывается около 6 млн тонн металла. Также здесь ежегодно обрабатывается до 1,5 млн тонн неупакованной лесной продукции и 1,3 млн тонн фруктов. Кроме того, каждый год порт пропускает через себя 2 млн фрахтовых тонн негабаритных и тяжеловесных грузов – от вагонов поездов и нефтяных установок до тяжелой техники и ветряных мельниц.

Именно Антверпен имеет наибольший грузооборот с нашей страной и ее портами на Северо-Западе. Объем товарооборота между этим бельгийским глубоководным портом и Россией в 2013 году вырос на 30% – до 11 млн тонн. Жидкие грузы, в первую очередь нефтепродукты, составляют 80% общего объема, а 20% приходится на контейнерные перевозки. Наиболее тесные торговые связи установились с портами Северо-Запада: Большим портом Санкт-Петербург (грузооборот за 2013 год – 3,5 млн тонн), Высоцком (2,5 млн), Приморском (1,9 млн), Усть-Лугой (0,7 млн), Мурманском (0,5 млн) и Архангельском (0,5 млн тонн).

Порт Антверпена – важнейший европейский транспортный хаб для импорта и экспорта стали и проектных грузов. Он связан с удаленными от прибрежной зоны районами в центре Европы, что делает его выгодным логистическим пунктом для российских производителей сталелитейной и химической продукции. Именно поэтому еще в 2003 году принадлежащая Игорю Зюзину группа «Мечел» создала компанию «Мечел Сервис Бельгия» (специализируется на реализации горячекатаного сортового проката из углеродистой и легированной стали, кованой, инструментальной и нержавеющей стали, фасонного и листового проката), которая установила партнерские отношения с фирмой Wijngaard Natie, оказывающей большой спектр портовых услуг. А в 2011 году компании совместно открыли новый складской комплекс общей площадью 40 тыс. кв. м.

Еще один пример закрепления российских инвесторов в Антверпене – приобретение в 2012 году группой «ЕвроХим» (основной акционер – Андрей Мельниченко) у концерна BASF активов по производству минеральных удобрений компании за 830 млн евро. Данное предприятие, выделенное в отдельную компанию «ЕвроХим-Антверпен», включает в себя цеха по выпуску кальциево-аммиачной селитры, сложных NPK-удобрений и нитрофосфорной кислоты, а также три связанные с производством удобрений цеха по производству азотной кислоты.

Кроме того, один из крупнейших мировых нефтетрейдеров Gunvor Group, акционером которого до недавнего времени был Геннадий Тимченко, в 2012 году приобрел нефтеперерабатывающий завод (IBR), который расположен на участке площадью 105 га на севере порта Антверпен. Мощность этого НПЗ составляет 107,5 тыс. баррелей в день промежуточной и готовой продукции (например, сжиженный нефтяной газ, керосин, бензин, топочный мазут, вакуумный газойль, отдельные виды мазута).

Подобные предприятия сформировали в порту Антверпена крупнейший и самый диверсифицированный морской интегрированный нефтехимический кластер Европы. Сейчас здесь расположены производственные объекты семи из десяти крупнейших химических компаний мира (BASF, Total, Exxonmobil и др.). В итоге объем выпуска химических продуктов кластера составляет 19 млн тонн в год, а мощность нефтеперерабатывающих предприятий достигает 40 млн тонн в год.

Стоит отметить, что крупнейшая логистическая компания Фландрии Ahlers, основанная в 1909 году, также базируется в Антверпене. Она оперирует 85 тыс. контейнеров (свыше 1 млн тонн грузов) по всему миру и поддерживает тесные связи с Россией. В частности, с 1993 года в Санкт-Петербурге работает ее дочерняя компания «Алерс Логистик Центр», занятая международными перевозками (транспортировка от двери до двери, таможенное оформление) и линейным агентированием. Также Ahlers имеет собственный логистический комплекс в промзоне «Горелово» общей площадью 200 тыс. кв. м.

Гент и Зебрюгге

Порт Гент, расположенный на расстоянии 32 км от побережья, с которым его соединяет канал Гент – Тернезен глубиной 13,7 м, частично проходящий через территорию Нидерландов, специализируется на поставке, транспортировке и хранении бестарных грузов. К ним относятся не только сухие и наливные, но и стандартные, такие как стальная продукция. Также Гент является европейским лидером по хранению сельскохозяйственных грузов – вместимость складов для них достигает 1,3 млн тонн. Грузопоток порта в 2013 году составил 48,2 млн тонн (из которых 28 млн отправлено морем, а 22,2 млн – наземным транспортом), что, правда, на 2,6% меньше, чем в 2012-м. На долю сухих грузов приходится 65% общего объема перевалки, на жидкие – 18, на стандартные  – 11%.

За последние пять лет объем грузоперевозок между портом Гент и Россией увеличился более чем вдвое и в 2013 году достиг 2,3 млн тонн. В итоге наша страна вот уже пятый год является вторым торговым партнером этого фламандского порта. Первое место занимает Швеция, на которую в минувшем году пришлось 3 млн тонн – в основном за счет перевозки автомобилей Volvo, производимых с 1965 года на заводе, расположенном в индустриальной зоне порта и в последние годы выпускающем около 260 тыс. легковых и более 30 тыс. грузовых авто в год. На третьем месте – Бразилия с 2 млн тонн, которые складываются из перевалки железной руды и фруктового сока.

Ключевыми партнерами Гента на Северо-Западе России являются Большой порт Санкт-Петербург, Усть-Луга, Калининград, Мурманск и Архангельск. При этом львиную долю – 74% – грузооборота из нашей страны (и 86% перевозок из порта Санкт-Петербурга) составляет стальная продукция Новолипецкого металлургического комбината (НМЛК) Владимира Лисина, которому также с 2011 года принадлежит расположенный в Бельгии прокатный завод La Louviere (мощность – 2 млн тонн горячего и 1,6 млн тонн холодного проката). Среди остальной импортируемой из России продукции – уголь и кокс, сельскохозяйственные грузы, удобрения.

Как уже отмечалось, Гент является не только платформой для перегрузки транзитных товаров. Делая упор на создании добавленной стоимости, он развивается и как индустриальная зона, в которой расположены производственные площадки многих международных корпораций из различных секторов экономики (Volvo, Stora Enso, Arcelor Mittal и др.). Это влечет за собой прямую или косвенную занятость более 65 тыс. работников. При этом порт развивает и новые индустриальные территории, одной из которых является зона Kluizendok, представляющая собой 80 га воды и 400 га промышленных площадок со свободными границами. Деятельность в этой зоне сфокусирована на логистике и дистрибуции, а также на биохимическом секторе (80 га, не прилегающих к береговой линии).

Третий ключевой фламандский порт, Зебрюгге, как и Гент, представляет собой мультимодальный логистический центр, чей грузооборот в 2013 году составил 42,9 млн тонн. В основном порт осуществляет перевалку контейнерных и ро-ро грузов, которые в прошлом году составили примерно 80% его оборота – 48 и 29% соответственно, лишь 16% пришлось на наливные грузы. Действительно, порт является одним из мировых лидеров по перевозке автомобилей – через него проходит 1,9 млн машин в год.  При этом в индустриальной зоне порта Зебрюгге также происходит сборка машин Toyota и Mitsubishi, трафик которых (наряду с другими привезенными марками) затем осуществляется и в нашу Усть-Лугу.

Политическая экономия

Особенно важным направлением взаимодействия с Россией для Зебрюгге становится развитие терминала по перевалке сжиженного природного газа (СПГ). В апреле 2014 года бельгийская компания Fluxys, владеющая этим терминалом, заключила соглашение о сотрудничестве в области перевалки СПГ с ОАО «Ямал СПГ», акционерами которого являются российская группа «НОВАТЭК» Леонида Михельсона (60%), французская Total (20%) и китайская CNPC (20%). В Зебрюгге газ будет перегружаться с танкеров ледового класса на танкеры конвенционного типа, что позволит осуществлять круглогодичную доставку газа с ямальского завода СПГ (мощность – 16,5 млн тонн в год, будет запущен в 2017-м) в страны Азиатско-Тихоокеанского региона в период отсутствия навигации по Северному морскому пути.

О том, что связи между российскими портами на Северо-Западе и портовым кластером Фландрии будут укрепляться, говорит и ряд политических событий, произошедших в последние годы и определивших стратегию такого сотрудничества. Так, ФГУП «Росморпорт» подписал два меморандума о взаимопонимании: в декабре 2012 года – с портом Антверпен, в мае 2013-го – с портом Гент. Документы предусматривают целый ряд направлений сотрудничества – от обмена информацией о планах развития и модернизации портовых мощностей обеих стран до взаимного привлечения инвестиций в развитие объектов портовой инфраструктуры России и Бельгии.

Не остался в стороне и Санкт-Петербург – в октябре прошлого года губернатор города Георгий Полтавченко встречался с губернатором провинции Восточная Фландрия Яном Бриирсом, который прибыл в Северную столицу во главе бизнес-делегации из города Гента. Итогом встречи стало создание рабочей группы, которая будет содействовать развитию партнерских отношений петербургских и фламандских портовиков.

Помимо политической поддержки у фламандских портов и бельгийской экономики есть ряд преимуществ перед соседними с ними Роттердамом (Нидерланды) и Гамбургом (Германия). Как уже отмечалось, Фландрия и Нидерланды находятся немного ближе к центральноевропейским государствам (относительно Германии). При этом в радиусе 750 км от Фландрии сконцентрировано примерно 227 млн потребителей, что составляет 75% валового национального продукта ЕС.

Выгодным фактором для российских экспортеров является и развитая сбытовая инфраструктура. Так, на территории относительно небольшой по площади Фландрии (всего 13,5 тыс. кв. км) расположено почти 800 европейских распределительных центров. Это более пяти объектов на каждые 100 кв. км – самая высокая плотность центров дистрибуции в Европе. При этом у экспортеров, ориентированных на последующую дополнительную переработку своей продукции уже в Европе, например в промзоне на территории порта, во Фландрии тоже хорошие перспективы. Согласно исследованию европейской аналитической компании Econopolis, основная доля бельгийцев, занятых в сфере производства, работает в зарубежных филиалах международных концернов, и по этому показателю Бельгия значительно опережает своих соседей – Великобританию, Францию, Нидерланды, Германию – и даже США. То же исследование констатирует: Фландрия является более промышленным регионом (15,9% трудоспособного населения занято на производстве), чем Франция (13,1%) и Нидерланды (11%). А вклад фламандской промышленности в генерирование добавленной стоимости региона составляет 22,3% – выше, чем в среднем по 27 странам ЕС (19,3%).

При выборе российским экспортером точки вхождения на европейский рынок немаловажным фактором является налогообложение. НДС в Бельгии средний по Европе – 21%. Однако для стимулирования инвесторов с 2007 года в стране введена уникальная система условного понижения процентных платежей на акционерный капитал (Notional Interest Deduction или Deduction for Risk Capital). Она предоставляет компаниям право вычитать из налогооблагаемого дохода определенную сумму, равную расчетной сумме процентных ставок на скорректированный собственный капитал. Такая условная процентная ставка для целей налогообложения в 2014 году составляет 2,63% для крупных предприятий и 3,13% – для малых и средних. Вычет условной процентной ставки компенсирует компаниям риск, которому подвергается их акционерный капитал, что стимулирует бизнес постоянно его наращивать.

И конечно, для экспортеров и импортеров важна стоимость морской составляющей перевозки (фрахта) контейнера. В 2014 году транспортно-логистические компании, работающие с европейскими портами, приводят следующую среднюю цену по доставке 20-футового контейнера по маршруту из Антверпена в Санкт-Петербург: 950-1040 долларов. Из Роттердама же аналогичный контейнер перевезут за 1010-1115 долларов.

Санкт-Петербург