Стратегии смутного периода

Тема недели
Москва, 22.12.2014
«Эксперт Северо-Запад» №1-4 (693)

Прошедшая неделя ознаменовалась настоящей паникой на валютном рынке. Курс рубля обновил исторический минимум и в какой-то момент продолжил свое падение даже тогда, когда цена на нефть начала расти. Банки стали повышать ставки по кредитам, цены на свою продукцию подняли автопроизводители и ретейлеры, торгующие электроникой, часть импортеров продовольственной продукции приостановила поставки. Особой нервозностью отличились некоторые обменные пункты, которые прекратили продажу валюты из-за нехватки евро и долларов и принялись закупать пятизначные табло.

В итоге весь народ – от пенсионеров до бизнесменов – ждал пресс-конференции президента в надежде услышать от него какие-то магические слова. Президент выступил – все слегка успокоились, но ситуация от этого легче не стала.

Проблема в том, что, увы, в таком режиме «от послания к пресс-конференции президента», в сущности, и функционирует наш государственный управленческий аппарат. О том, что нужен детальный план выхода из кризиса, говорилось меньше, однако основная причина происходящего как раз в отсутствии у власти стратегического видения. В какой именно момент наступит кризис, предугадать сложно, но к нему можно быть готовым. А для этого в стране должна быть система стратегического планирования, позволяющая минимизировать появляющиеся риски. В противном случае непредвиденные ситуации и дальше будут возникать как гром среди ясного неба. Как признался министр экономического развития Алексей Улюкаев, плана на то, как действовать в условиях кризиса, у государства нет, и все решения принимаются ситуативно.

Когда говорят о планировании или стратегическом планировании, у многих невольно возникает следующий ассоциативный ряд – Советский Союз, Госплан, «пятилетки». В действительности стратегическое планирование жесткой привязки к советскому времени не имеет. По сути, стратегирование – это возможность заглянуть в будущее, поняв, на что необходимо сделать ставку в долгосрочной перспективе, а что можно оставить в стороне. Когда цель поставлена, уже можно говорить об определении механизма ее достижения и мобилизации необходимых для этого ресурсов.

Для регионов объективной необходимостью стратегическое планирование, к сожалению, тоже пока не стало. На прошлой неделе городским правительством был одобрен проект закона Санкт-Петербурга «О стратегическом планировании в Санкт-Петербурге», подготовленный в соответствии с федеральным законом «О стратегическом планировании в РФ». Основой петербургского стратегирования является стратегия социально-экономического развития Петербурга до 2030 года, что еще раз было подтверждено в ходе заседания. Однако при всех его плюсах данный документ оказался не слишком готов к экономической конъюнктуре последнего времени – дали о себе знать падение цен на нефть и рубля, и принятый не так уж давно документ уже требует серьезных корректив. 

Кроме того, долгосрочные документы являются одним из основных ориентиров для бизнеса, который привык мыслить в категориях плана и стратегии. В ситуации кризиса для сокращения издержек бизнес  будет гораздо охотнее идти в качественно проработанные проекты с участием государства. Один из таких примеров – кластеры, позволяющие извлечь позитивный эффект из совместной деятельности. Однако когда деловое сообщество видит поверхностные документы, именуемые «стратегиями развития», в которых обещано все и сразу без необходимого ресурсного подкрепления, то доверие к ним неизбежно снижается.

Другая причина произошедшего – невнимание государства к мнению экспертного сообщества, которое нужно уметь не только слушать, но и слышать. О рисках зависимости страны  от экспорта нефти и необходимости диверсификации экономики не говорил только ленивый, однако никакой дорожной карты с широким вовлечением экспертного сообщества разработано так и не было. В результате падение цен на нефть стало тем спусковым крючком, который и привел к кризису.

У партнеров

    Реклама