Свет в конце прилавка

Тема недели
Москва, 06.04.2015
«Эксперт Северо-Запад» №15 (702)

По итогам января 2015 года оборот розничной торговли только в одном Санкт-Петербурге сократился на 7,9%, оборот оптовой торговли – на 19,9%. Введение антисанкций и продуктового эмбарго в России предельно ясно продемонстрировало главные проблемы российского продовольственного рынка. Стало ясно: пока ситуация не станет критичной, своя мурманская рыба, свои овощи и молочная продукция на полки российских магазинов в достойном объеме не попадут.

Сейчас эксперты хором провозглашают: время ретейлеров прошло, настало время поставщиков. Российский ретейл повернулся лицом к производителям и стал лояльнее. Прошли те времена, когда сети требовали плату за вход на полку. Если бы было иначе, потребителей ждали бы пустые магазины. Сегодня сети развивают проекты собственных торговых марок, позволяющих предприятиям, не имеющим иной возможности самостоятельно продумать маркетинг, найти сбыт для своего товара и загрузить свои мощности в непростой период – пусть и под брендом ретейлера. В свою очередь отечественный производитель нарастил мощности, продумал логистику и предложил ретейлерам оптимальные условия сотрудничества.

В итоге обе стороны продовольственного рынка отмечают – лучше бы санкции и не отменяли! Ведь именно в этот период рынок может выработать новые правила игры и построить базу для дальнейшего развития системы. Российские производители успеют зарекомендовать себя как достойные контрагенты, а ретейлеры увидят, что потребитель рублем голосует за местные продукты. Будем надеяться, что за это время мурманская рыба продумает логистику попадания в петербургские магазины и не уплывет восвояси, когда вернется норвежская.

Трендом рынка постепенно становится кооперация сетей в поисках новых товаров и поставщиков, прогнозируется создание единых для различных сетей оптово-логистических центров. Тем самым конкуренция уходит в другой сегмент, интересы компаний пересекаются, и для взаимной выгоды назревает потребность в совместных действиях. Серьезной проблемой ретейла стало снижение покупательской способности клиентов и следующая за этим переориентация спроса: покупатели покидают гипермаркеты и направляются в супермаркеты формата «возле дома». Данная тенденция, безусловно, вызовет изменение структуры рынка. В то время как у магазинной низшей ценовой категории с падением продаж проблем точно не возникает, ставшие менее популярными форматы ищут способы сохранить потребителей. На что покупатели категорично отвечают: второй товар бесплатно – да, подарок – с удовольствием, бонусная программа и карта лояльности – не интересует!

Учатся договариваться и девелоперы: в сложной ситуации арендодателям приходится идти на понижение арендной ставки. Для собственников торговых площадей встала необходимость в сохранении наполнения ТЦ или (как вариант) заполнении пустых пространств выставками и ярмарками. Как считают ретейлеры, с учетом колебания курса скидка 25% – это минимум для продолжения работы на площадке.

Хочется верить: по прошествии времени (и санкций) потребитель останется в выигрыше и получит обновленный, более качественный рынок. Это будет время взаимовыгодного и честного сотрудничества ретейлеров и поставщиков – время, которого все так долго ждали.

У партнеров

    Реклама