Среди участников Топ-250 много дочерних компаний международных холдингов, имеющих производство в России, а также российских компаний, глубоко интегрированных в мировую экономику – как импортеров, так и экспортеров, в ближайшее время им предстоит задуматься над степенью локализации своих производств.
С середины 2014 года и по сегодняшний день государство устанавливает целевые показатели допустимого уровня импортозависимости по целому ряду отраслей, которые должны быть достигнуты между 2017 и 2020 годами. Еще в мае 2015 года КПМГ опросила бизнес и чиновников, чтобы узнать, что они думают о перспективах этого процесса в рамках обозначенной государством политики. Результаты исследования показывают, что и российские госслужащие, и представители иностранного бизнеса склонны сомневаться, что это произойдет в обозначенные сроки.
Что мешает заместить?
В текущих условиях внешнеполитической напряженности и ухудшения экономической ситуации масштабные преобразования действительно являются насущной потребностью. В то же время 43% опрошенных госслужащих считают, что сегодня эта политика носит вынужденный и запоздалый характер, в результате чего она будет реализовываться в условиях ограниченного финансирования и внешнего давления. Согласно данным опроса, основная проблема на пути успешной реализации импортозамещения в России – крайне сжатые сроки. При этом респонденты – иностранные инвесторы – утверждают, что реализации политики в обозначенный двухлетний период мешают в первую очередь реалии бизнес-процессов: принятие инвестиционного решения и строительство завода занимает в среднем от 5-10 лет, и тут сложно мыслить в парадигме двухлетней перспективы. Более того, при рассмотрении возможности переноса или расширения производственных мощностей каждой из международных компаний принимается во внимание не только емкость и потенциал внутреннего рынка страны, но также возможность экспорта на соседние рынки. Бизнес не может локализоваться без экономической целесообразности: во многих случаях, а особенно в случае высокотехнологичной продукции, объемы рынка одной страны зачастую недостаточны для того, чтобы окупить вложения на исследования и производство.
Таким образом, для того чтобы импортозамещение через локализацию иностранных компаний было успешным, Россия должна стать местом, в котором создается добавленная стоимость не только для локального рынка, но и для экспорта в другие страны. Важно, чтобы локализованные на территории России предприятия стали органичным кусочком мирового пазла производственных цепочек.
Чего хочет инвестор?
Респонденты расходятся в оценке мер, которые могли бы стимулировать инвесторов локализоваться. Значительное число опрошенных чиновников считают, что именно территориальные меры (ТОРы, ОЭЗы, налоговые гавани и т.д.) являются ключевыми для инвестора. Бизнес же считает для себя приоритетными индустриальные меры. В первую очередь это гарантированный государственный контракт (сбыт) и наличие качественной инфраструктуры (дороги, сети, персонал). Инвесторы очень опасаются регулирующих мер со стороны государства, патернализма, который мы слышали в ответах чиновников; они также обеспокоены перспективами открытия параллельного импорта.
Опрашиваемые представители бизнеса отмечают, что прежде всего важно обеспечить четкость и согласованность информационного сопровождения процесса, ведь большинство опасений инвесторов связано с неопределенностью и разрозненностью информации, транслируемой бизнес-сообществу. Большинство инвесторов отмечали, что никак не меняли своих планов в связи с объявлением политики импортозамещения ни в сторону ухода с рынка, ни в сторону увеличения степени локализации именно потому, что пока не понимают сути процесса.
Инвесторам важно понимать, что объявленная политика долгосрочна и не будет свернута с изменением экономической конъюнктуры. Важно, что бизнес озвучивает совершенно конкретные индустриальные вещи, которые станут для них приоритетными при принятии решения о локализации: гарантированный сбыт и качество инфраструктуры.
Если государству удастся обеспечить эти условия, велики шансы, что капитал сам пойдет туда, где ему выгодно находиться.
Санкт-Петербург