Странная оккупация

17 мая 2007, 00:00

Андрей Сидоров – доцент кафедры Международных отношений и внешней политики России МГИМО

История взаимоотношений народов-соседей всегда драматична и неоднозначна. Российско-эстонские отношения — не исключение. Эстонцы, как и другие народы СССР, стали жертвами сталинских репрессий и депортаций. Но неэстонское население страны, в свою очередь, стало жертвой немцев и эстонских фашистов. Столь же неоднозначна и квалификация советского периода  эстонской истории как «оккупации».

Период с сентября 1944 года по 1991 год официальная Эстония называет «второй советской оккупацией». Но что такое оккупация? Это такой режим, при котором управление занятой территорией осуществляется военным командованием оккупационных войск. Местное население живет по иным законам, чем оккупанты. Классический пример — нацистская оккупация Эстонии. Немцы на территории Эстонии жили по законам третьего рейха и были неподсудны местным судам. Эстонцы же были абсолютно бесправны перед немцами. Бывает и более мягкий вариант — например, американская оккупация Ирака. Но и там американцы подчиняются только командованию армии США и живут по законам Соединенных Штатов.

Между тем, все жители Эстонии после вхождения в состав СССР стали полноправными гражданами Советского Союза. Поэтому русских жителей Прибалтики никак нельзя назвать оккупантами — они имели те же права и обязанности, что и любой эстонец. У них не было ровным счетом никаких привилегий. В России вообще никогда не было классического европейского колониализма.

Косвенно отсутствие советской оккупации признают и сами эстонские власти. За 16 лет независимости в стране так и не был принят закон о люстрации — запрет на занятие государственных должностей теми, кто сотрудничал с «оккупантами». Причина проста: почти всю нынешнюю эстонскую элиту пришлось бы изгнать из политики. Еще недавно президентом страны был Арнольд Рюйтель, бывший член политбюро компартии Эстонии; премьер-министр Андрус  Ансип — в прошлом инструктор тартуского горкома компартии Эстонии.

В то же время более 100 тысяч русских в Эстонии имеют статус «неграждан», то есть попросту поражены в правах. А ведь перестроечное движение за независимость этой страны было поддержано местной русской интеллигенцией, выступившей под лозунгом «За нашу и вашу свободу!». Русские голосовали за независимость Эстонии, а в результате получили ущемление своих гражданских прав и вынуждение к ассимиляции.

Все жители Эстонии после вхождения в состав СССР стали полноправными гражданами Советского Союза

Эстония не завоевала свою независимость, а бескровно и безо всяких предварительных условий получила ее из рук российского народа. Это и был фактически акт его покаяния перед эстонцами за обиды, так или иначе нанесенные им в ХХ веке. Причем, ни одно из западных государств поддержать Эстонию не торопилось. Как и в 1920 году, когда Россия первой в мире признала ее независимость. Эстония вышла из состава СССР в соответствии с конституцией СССР, забрав всю находившуюся на ее территории союзную собственность, созданную усилиями народов всего Советского Союза.

Так что, покаяние России перед Эстонией за исторические обиды ХХ века состоялось безо всяких напоминаний. А как быть с тем, что эстонские фашисты убили за годы немецкой оккупации десятки тысяч русских? В годы советской власти этот факт замалчивался, чтобы не бередить старые раны.

Несмотря на массовое пособничество фашистам и карательные операции против мирного населения на территории России, у Эстонии был огромный и уникальный ресурс – обычные русские люди хорошо к ней относились. Теперь эстонские власти активно хоронят этот ресурс, намеренно обостряя отношения в надежде на помощь Запада. Они забыли, что Запад в критических ситуациях ни разу не оказал Эстонии помощи. Он не спешил признавать ее независимость в 1919 году, не реагировал на ее поглощение Советским Союзом в 1940-ом, флегматично признал Эстонию частью СССР в 1944-ом… И в 1990 году спокойно ждал санкции Москвы, чтобы принять эстонцев равноправными членами в мировое сообщество.