Оценки босса не волнуют

Тренды
Москва, 16.08.2007
«Русский репортер» №11 (11)
Выпускников вузов не волнует, будет ли на их будущей работе дружный коллектив, социальные гарантии и возможность принимать решения. А работодателям наплевать на оценки в дипломе и наличие рекомендательных писем

На рынке труда — ежегодный аврал. Примерно миллион человек окончили вузы, обмыли свои дипломы соответствующими жидкостями и теперь ищут постоянную работу. Аналитическое агентство «РейТОР» провело исследование среди полутора с лишним тысяч выпускников и сотен работодателей южных регионов России — Краснодарского и Ставропольского краев, Волгоградской, Астраханской и Ростовской областей. Исследователи хотели выяснить, чего хотят от молодых специалистов их будущие начальники и, наоборот, — что нужно выпускникам от их потенциальных боссов.

Марка вуза и оценки в дипломе мало кого волнуют

Возраст — 23 года. Претендую на должность: менеджер по продажам, химик. Опыт работы — 1 год. Должность: официант, прием заказов и обслуживание клиентов, через полгода была переведена с танцпола в ресторан. (Из резюме на сайте Job.Ru.)

Он симпатичный, у него правильная специальность, и — что самое главное — он проходил у нас практику. А все остальное совершенно не важно… Согласно данным исследования, именно такова логика большинства работодателей.

Социологи задавали им вопрос: «Какими критериями вы обычно пользуетесь при принятии решения о приеме на работу выпускника вуза?»

Более 40% ответили, что учитывают «личное впечатление от соискателя», «опыт делового общения с кандидатом (во время учебной практики, стажировки)» и «соответствие специальности выпускника профилю нашей работы».

Со специальностью и личным впечатлением все понятно (было бы странно, если бы кто-то отвечал по-другому). А вот «опыт делового общения» — это та штука, которой нужно озаботиться чуть ли не с первого курса. Студент должен любой ценой пробиться на стажировку именно в ту сферу, где он хочет работать дальше.

Вроде бы трудовой стаж есть у многих. По результатам опроса «РейТОРа», учебу с работой сов­мещали 52% опрошенных (по данным из других источников — еще больше). Но исследование показало, что лишь 40% работающих студентов получали деньги за труд, хоть как-то связанный с их будущей специальностью. В итоге из четырех выпускников вузов только один (27,5%) понимает, куда он пойдет работать.

«Нужно устраиваться на самые низшие позиции, пусть даже курьером. На таких работодатели смотрят лучше всего... А вообще, еще в школе нужно выявлять профессиональную предрасположенность и предлагать работу. Это поможет сделать выбор вуза сознательно. И сведет к минимуму число выпускников, дезадаптированных на рынке труда, не знающих, куда себя деть», — считает Виталий Семенов, директор департамента развития международного кадрового агентства «Лидер».

Теперь о том, что работодателей практически не интересует. Средний балл диплома в качестве критерия отбора кандидатов указали лишь 5,6% руководителей компаний. Получается, что между знаниями «на пять» и знаниями «на три» с точки зрения рынка особой разницы нет. По сути, это говорит о том, что работодатели не доверяют вузовским преподавателям.

Меньше 10% голосов получила репутация вуза, который закончил выпускник. В «РейТОРе» нам объяснили, что это скорее региональная специфика: «В Москве марка вуза имеет больше значения, чем в регионах. Там в каждом городе всего несколько университетов, и всем про них все известно. А в столице огромный разброс».

В разряд «неважных» с точки зрения нанимателя качеств также попали: «наличие рекомендаций от вуза», «уровень запросов выпускника» и «просьбы родственников, друзей, знакомых». Думается, в последнем пункте опрашиваемые слегка лукавили.

«Карьерный рост» важен, «дружный коллектив» — нет

Возраст — 22 года. Претендую на должность: аналитик энергетических рынков. Опыт работы — 1 год. Должность: редактор титров и суфлера. Образование высшее. (Из резюме на сайте Rabota.Ru.)

Социологи из «РейТОРа» задавали вопрос: «Если вы выбрали место работы, то почему желали бы трудоустроиться именно туда?» Отвечали только те респонденты, которые уже определили для себя предприятие для будущей работы, каждый участник мог указать не более 3 вариантов ответа.

Понятное дело, идеальное место работы должно обеспечивать все — и деньги, и творческий драйв, и коллектив сплоченный, словно шведская семья. Но, как выяснилось, выпускники вузов четко осознают, что для них находится на первом месте, что — на втором и т.д. Например, формулировку «Есть хорошие перспективы карьерного роста» выбрали больше 40% опрошенных, а вариант «Я буду работать в дружном коллективе» — лишь 5,6%.

Возможности карьерного роста в несколько раз превзошли по значимости и престижность компании, и темпы ее развития, и возможность участвовать в принятии решений.

Но страсть выпускников к деланию карьеры не всегда оказывается продуктивной. «Не будет толку, если у вас в резюме значатся неизвестные компании и вы занимали в них позиции, не соответствующие вашей компетенции. Вот, представьте, на рынке труда оказались две одинаковые девочки. У одной написано: 3 месяца в одной фирме типа «Вася Пупкин и сыновья», 4 месяца в другой такой же, и везде она ни много ни мало менеджер по маркетингу или вице-президент по стратегическому развитию. А другая год пробыла стажером в крупной иностранной компании, потом ассистентом, сейчас — младший бренд-менеджер. Угадайте, кто находится в более выгодном положении? Выпускников порой заманивают, как детей конфетными обертками. На самом деле им надо ставить перед собой стратегические цели, а не сиюминутные», — предупреждает Марина Ничипоренко, руководитель группы рекрутеров кад­рового холдинга «АНКОР».

Учиться, учиться, учиться… а потом переучиваться

Возраст — 23 года. Претендую на должность: специалист по связям с общественностью. Образование высшее. Профессиональные навыки: умение работать с людьми, была старостой группы, принимала активное участие в студенческой жизни, закончила музыкальную школу по классу фортепиано. (Из резюме на сайте Rabota.Ru.)

Почти 40% опрошенных утвердительно ответили на вопрос «Планируете ли вы продолжение учебы после окончания вуза?». «Выпускники вуза, только-только получив диплом, сразу задумываются о получении второго высшего образования. Несмотря на то, что его можно получить только за деньги. Можно, наверное, порадоваться тяге нашей молодежи к знаниям, но возникает вопрос: почему человек, получивший самые новые и свежие знания, сразу хочет учиться дальше?» — озадачены авторы исследования.

Начинается с того, что выпускник школы выбирает специальность, о которой имеет весьма смутное представление. Затем его пять или шесть лет учат чему-то сильно оторванному от реальной жизни. В итоге люди понимают, для чего им нужно образование, только когда они уже получили диплом и набили немало шишек, пытаясь поработать.

«Более 70% работодателей признали, что молодому специалисту требуется доподготовка. И далеко не каждое предприятие готово тратить средства и время на этот «тюнинг». «С отсутствием практических знаний работодатель практически смирился. А вот что делать с такими характеристиками молодого специалиста, как недостаток знаний?!» — говорят эксперты «РейТОРа».

По их данным, «общий недостаток знаний» и «недостаток специальных знаний» — это те качества молодых специалистов, которые вынуждают работодателей задумываться о профессиональной пригодности выпускников.

Фото: Алексей Майшев для «РР»

У партнеров

    «Русский репортер»
    №11 (11) 16 августа 2007
    Семья
    Содержание:
    Любовь до гроба

    Редакционная статья

    Фотография
    От редактора
    Вехи
    Путешествие
    Реклама