Не слабее Путина

20 сентября 2007, 00:00

Редакционная статья

Как только Владимир Путин вступил в должность президента, он уязвил россиян болезненным для их национальной гордости сравнением: Россия по объему валового внутреннего продукта на душу населения скатилась ниже маленькой Португалии. Позже он назвал этот процесс деградации «геополитической катастрофой».

Катастрофа осталась позади. Эпоха Путина почти завершилась. Нового президента ожидает уже другая страна: с устойчивыми темпами роста — под 8%, с колоссальными финансовыми резервами — свыше $400 млрд, с возрождающейся военной мощью, с сильным политическим центром и т. д.

Перед будущим президентом России встанут задачи иного качества. Когда страна развивается, изменяются не только количественные параметры роста — появляются новые центры развития. Меняется состав правящего класса, взрослеют элиты — федеральные, городские и региональные, экономические, политические, силовые, культурные, медийные и пр. А их одновременный рост «во все стороны» неизбежно сопровождается требованиями автономии, ведь свободы одних неизбежно будут ущемлять интересы других.

Рост — явление не только отрадное, но и чреватое конфликтами и проблемами. Какой инструментарий будет использовать будущий президент для их разрешения? Путину было проще: альтернативные центры власти были представлены личностями — отдельными олигархами, десятком-другим губернаторов, некоторыми силовиками.

А при новом президенте по-настоящему остро встанет проблема развития политических институтов. В сложном, растущем и богатом обществе трудно будет обойтись собственными талантами дипломата и «разруливать» противоречия «по понятиям, между своими». Придется строить новую, более тонкую систему взаимоотношений, которая не будет работать, потеряет иммунитет и живучесть, если замкнется на одной личности или структуре — президенте или его администрации. Политикам понадобятся новые точки опоры за пределами административной системы — в обществе, в гражданах.

Сложный профиль российского общества, который уже обозначился, предъявит совсем иной набор требований к будущему президенту. Кризиса следует ожидать не сейчас и не тогда, когда будут проходить выборы, а когда все ветви власти обновятся и правящий класс приступит к перераспределению сфер влияния. От будущего президента зависит, станет этот кризис креативным или фатальным.

Ему будет не легче, а сложнее, чем Владимиру Путину. Поэтому мы никак не можем позволить себе выбрать президента, который был бы слабее его.