Кто там шагает левой?

Культура
Москва, 25.10.2007
«Русский репортер» №21 (21)
Московская площадка «ПRОЕКТ_ФАБRИКА» принципиально отличается от других заводов, пустивших на свою территорию выставки, концерты и видеоарт: это не бывшее, а функционирующее промышленное предприятие

Здесь современный танец и документальное кино соседствуют с цехами по производству технических бумаг «Октябрь». Подобные места во всем мире становятся идеальными полигонами для таких художественных инноваций, которые не вписываются в общепринятые форматы. В России таких площадок меньше, чем пальцев на одной руке. Естественно, что искусство, претендующее на то, чтобы совершить хотя бы небольшую революцию, движется к фабрике — туда, где исторически процветали левые идеи. 2 ноября в стенах «ПRОЕКТ_ФАБRИКА» откроется «Театр на Фабрике»

«Театр на Фабрике» откроется гастролями берлинского Театра им. Максима Горького, который покажет спектакль «Пойдем, нас ждет машина» по пьесе одного из самых востребованных российских «новых драматургов» Юрия Клавдиева в постановке Армина Петраса. После гастролей берлинского теат­ра имени классика социалистического реализма на «фабричной» площадке будет постоянно работать театральный проект имени одного из классиков современного искусства Йозефа Бойса. Художест­венным руководителем площадки «Театра на Фабрике» и Театра имени Йозефа Бойса стал много лет работающий в России немецкий режиссер Георг Жено.

Жено оказался в России, потому что не захотел служить в бундесвере. Он выбрал альтернативную службу: в течение года он должен был работать дворником в школе подмосковного города Жуковский. Но едва житель Гамбурга прибыл к месту несения службы, как в школе заболел учитель немецкого языка. Заменивший его Жено поставил со своими учениками спектакль, а после возвращения на родину опять приехал в Россию поступать в Российскую академию теат­раль­ного искусства на курс Марка Захарова. Он поставил больше десятка спектаклей и снялся в одной из главных ролей в фильме Петра Тодоровского «В созвездии Быка». Георг Жено говорит, что Театр имени Йозефа Бойса будет пропагандировать современные подходы к искусству, ориентироваться на демократические ценности и привлекать внимание к основным проблемам современного общества:

— Конечно, для зрителей дорогу на «ПRОЕКТ_ФАБRИКА» уже проложили другие обитатели бывших заводских цехов: Агентство театров танца «ЦЕХ», Кинотеатр.doc, Выставочный зал. Но такой театральной площадки в Москве, да и вообще в России, пока нет, а она остро необходима. На альтернативных пространствах живет в основном изобразительное искусство. То, что мы хотим осуществить в Театре имени Йозефа Бойса, тоже связано с визуальным искусством. Идея нашего театра возникла у группы единомышленников, работающих в Театре.doc. Он осуществил революцию в понимании драматургии, но там самое главное — текст. Это очень хорошо, но для визуального решения спектакля нужно определенное пространство и технические возможности. Такое пространство нам дает «ПRОЕКТ_ФАБRИКА», а технические возможности — директор площадки, известный художник по свету Сергей Макряшин.

Пространство всегда диктует то, что в нем происходит. Театр с сильной визуальной стороной — это не художественные прибамбасы и миллионы декораций. Мы с моими единомышленниками — сценографом Ксенией Перетрухиной, психологом Арманом Бекеновым, документалистом Евгением Григорьевым — хотим, чтобы современное визуальное искусство вошло в театр. Визуальная сторона театра не может быть просто «оформлением», она должна превратиться в самостоятельное средство. Это не только современный подход, это еще и способ отображать современность на сценической площадке. Когда такое превращение произойдет, художник станет для театра такой же важной творческой фигурой, как драматург и режиссер. Я хочу, чтобы к нам пришли люди с хорошим чувством юмора. У нас не пафосное место, и оно никогда таким не будет.

«Театр на Фабрике» будет не теат­ром в традиционном понимании, а многофункциональной сценической площадкой, где сцена и зрительный зал могут легко меняться местами. Не пафосное место, тем не менее, вполне может оказаться модным как раз благодаря своему идеологическому пафосу: здесь каждый человек может стать художником и режиссером. Именно так считал Йозеф Бойс, стремившийся сделать человеческую жизнь произведением искусства, — его имя освящает амбиции театральных инноваторов. Этот будет не вполне театр еще и потому, что проблемы общества занимают его создателей гораздо больше проб­лем собственно теат­ральных. То, что кажется эстетским экспериментом, на самом деле — способ социальной рефлексии. По­этому не будет ничего удивительного, если рабочие фабрики «Ок­тябрь» или близлежащих заводов расскажут о своих проблемах со сцены Театра имени Йозефа Бойса.

У партнеров

    «Русский репортер»
    №21 (21) 25 октября 2007
    Рост цен
    Содержание:
    Диктатура торговли

    Редакционная статья

    Фотография
    Вехи
    Блоги
    Репортаж
    Путешествие
    Случаи
    Реклама