Штурм мозга

Наталья Конрадова
6 декабря 2007, 00:00

Мы покупаем все больше техники для дома, а насыщения никак не наступает. В Японии, стране то ли будущего, то ли просто другого настоящего, экраны и гаджеты давно стали повседневностью. Возможно, нас ждет что-то подобное

Вмосковском метро люди читают книжки. Правда, таких людей все меньше, но пока встречаются. В лондонской «трубе» предпочитают газеты. Их оставляют потом прямо на сиденьях, чтобы другие тоже могли почитать.

А в токийской подземке все поголовно смотрят в экраны смартфонов. И когда идут по улице — тоже. А еще на каждой большой городской площади висит огромный экран, на котором крутятся рекламные ролики. Соблазн впериться в него практически непреодолим. Ночью все улицы запружены такси, и в каждом — gps-навигатор и телевизор.

Рабочий полдень. На улицах тысячи людей в одинаковых офисных костюмах, покрой и цвет которых не зависят от пола и возраста. На шеях болтаются одинаковые беджики, а на плечах — одинаковые сумки с ноутбуками и коробочками с едой. Они работают в разных корпорациях, но это заметно, только если приглядываться к беджикам.

Вот автобус ждет своей очереди на стоянку, перегородив пешеходный переход. Японка в сером пиджаке с мобильником у щеки пытается пройти, а когда ей это не удается, она, не в силах остановиться и подождать, вдруг начинает маршировать на месте.

Да, эти люди много работают, и у них почти не остается времени для жизни. Изобретая разные машинки, облегчающие быт, они экономят свое время. Но, похоже, при этом бегают по кругу: ведь нужно целый день сидеть в офисе, чтобы изобрести (улучшить, продать) технику, которая поможет освободить время, чтобы… еще дольше сидеть в офисе.

Для жизни

Недавно компания Matsushita пригласила журналистов поездить по заводам Panasonic, осмот­реть шоу-румы, посетить выставку CEATEC и поговорить с топ-менеджерами компании. Про технику я знаю немного, но помню, что Япония — это страна, где будущее уже наступило. Помню со времен анекдота про разговор японца с советским инженером: «Что у меня в кулаке?» — «Телевизор!» — «Угадал. А сколько?»

Выставка CEATEC — это огромные помещения, заполненные телевизорами, ноутбуками, микросхемами, флешками, всевозможными пластмассками и проводками. А также пляшущими японскими девушками и юношами — таковы особенности восточных презентаций. На стендах всякой уважающей себя конторы улыбчивая молодежь, готовая рассказать все, что знает, о своей продукции. Правда, только на японском. Впрочем, все и без слов понятно, когда смотришь на розовые витрины мобильников «для девочек» — с перьями и стразами, и на суровые полки рядом — с черными ноутбуками «для мальчиков». И дальше — на ряды материнских плат и разъемов, для специалистов.

Отдельное развлечение — получить красивую сумку за заполненную анкету. В результате «сбора информации» в течение дня у меня накопилось пять сумочек разной формы и цвета. Нести неудобно, выбросить жалко.

Помимо сумочек на этом празднике электроники неискушенному потребителю интересна техника для дома. Здесь главное направление развития — упрощение дизайна и объединение всех устройств под одним экраном и пультом. Так, покупатель телевизора Viera может прямо в панель вставить SD-карту из видеокамеры или фотоаппарата, чтобы увидеть на экране результаты своей съемки. То же самое делает Sony: покупая их memory card, вы с одной и той же карточкой одинаково хорошо пристраиваетесь и к игровому модулю, и к видеокамере, и к ноутбуку, и к телевизору. И по поводу качества съемки можно больше не беспокоиться: видеокамера и фотоаппарат сами все устроят в лучшем виде — скорректируют дрожь в руках, определят, портрет вы снимаете или пейзаж, и, если нужно, поменяют фокус. Все это сильно упрощает жизнь и экономит время.

Переходя от одного стенда к другому, я пыталась понять, чем все эти одинаковые на вид предметы отличаются друг от друга? Что лучше — телевизор Sharp или, к примеру, Sony? Почему считается, что Panasonic — это ведущий производитель плазмы, а Toshiba делает крутые ноутбуки? Но понять слишком трудно: вой­на технологий давно перешла из области собственно технологий в область маркетинга, так что выбирают часто не между предметами, а между легендами о них.

Легенды — это самое интересное в мире умных машинок, все решающих за тебя. Потому что они как нельзя лучше отражают наши, народные чаяния. Приезжаем в «умный дом» Panasonic, где перед нами предстают разные девайсы для обустройства жилья: унитаз с подогревом и классической музыкой (наверное, можно и хард-рок поставить по желанию заказчика — не спросила), долго не остывающая ванна, звуконепроницаемая комната для кинотеатра. Оказывается, все это уже давно продается и пользуется популярностью у обеспеченных любителей комфорта.

Кинотеатр — это хорошо. А вот поющего унитаза я боюсь. В Японии даже в обычных общественных туалетах унитазы тоже, помимо всего прочего, музыку играют. И даже умеют имитировать звук слива воды. На вопрос, зачем это нужно, все отвечают по-разному, а мне больше всего нравится «архаическая» версия: японская женщина, справляющая нужду, ни в коем случае не должна обнаруживать себя звуками. В традиционном быту прикрытием служила вода из кувшина — сидишь себе в туалете и все время сливаешь воду, чтобы никто не услышал, чем ты там на самом деле занимаешься. В современной Японии для этого достаточно нажать на кнопку.

Пока мы возбужденно обсуждали унитазы, наша всегда улыбающаяся экскурсовод вдруг резко опустила лицо вниз — и открылась дверь в очередной зал: там, куда она наклонялась, находился прибор для считывания рисунка радужной оболочки глаза. Система безопасности нового поколения. Такое устройство можно купить и поставить вместо дверного замка. Конечно, трудно представить такую штуковину перед входом в квартиру на четвертом этаже панельной пятиэтажки, но для загородного коттеджа вполне сгодится.

 pic_text1

А девушка уже с искренней гордостью демонстрирует нам новое изобретение для контроля за передвижением детей по городу: «Мы берем этот маленький чип и вставляем его ребенку прямо в…» — «…мозг!», не выдерживаю я, — «…в школьный портфель!» Ну ладно, если в портфель, это и впрямь удобно. Я вот каждый день переживаю, как там моя девочка через дорогу перешла.

Рядом с «детским уголком» — модель автомобиля. Вместо заднего сиденья установлено массажное кресло. Любите массаж, но времени на него нет? Теперь можно совмещать приятное с полезным: поймал такси, а там — электронный массажист, который все делает лучше, чем живой. Едешь себе, наслаждаешься массажем и смотришь видео по плазменному телевизору — в окно смотреть больше незачем.

Следующий экспонат — автомат с напитками, распознающий код мобильного телефона: кидаем деньги на мобильник, а заодно расплачиваемся за кофе. Мои технически образованные коллеги не удивляются — говорят, старо как мир. А в свободное время бегут покупать электронные и радиоуправляемые игрушки.

Вечером на улице громко стрекочут цикады. Точно таких же я слышала утром в гостинице, а потом днем в деловом центре. Разница только в том, что в гостинице и центре иногда вместо цикад включают пение птиц — для естественного, так сказать, разнообразия. А на улицах птиц не слышно, зато цикады трещат очень громко. Вот, думаю, сэкономили на комфорте, и лезу в кусты смотреть, куда приделан динамик. Из любопытства. Ну и еще чтобы не попасть в историю, как герой «1984» Джорджа Оруэлла, который думал, что сходил в лес погулять, а там вместо веток — провода и микрофоны: все прослушивается, всюду Старший Брат. Но в токийских кустах динамика нет. Брат не дурак — специализируется на гостиницах.

Вообще-то, покупка телевизора, сверчки и школьники обычно существуют в разных областях нашего сознания. Но постепенно из отдельных фрагментов у меня начал выстраиваться образ будущего. И будущее, надо признаться, пугало.

Дом будущего

В доме этом почти нет мебели, да и вообще предметов мало. Только одна большая стена, состоящая из экрана. Этот экран может все. Например, служить фотообоями. А лучше — телевизором. Или показывать родных и близких, которые вы­шли на улицу или просто сидят в соседней комнате, подключенные к своим гаджетам. Можно к коллегам подключиться, провести видеоконференцию — тогда и в офис ездить не придется. На экране при желании появится даже виртуальное пианино: не нужно жать на клавиши, достаточно прикоснуться к стене — и польются божественные звуки. На этот же огромный экран можно вывести и музыкальный центр с качественными записями, и электронную почту, и интернет-браузер. А где интернет, там и свежая пресса, и элект­ронные магазины — можно с помощью пульта покупать себе еду, одежду и последние технические новинки, чтобы еще лучше организовать свое время и пространство.

В общем, не двигаясь с места, можно делать абсолютно все. Вот только машину водить нельзя. Но машина больше и не понадобится: зачем ку­да-то ездить, когда и так все под рукой. Есть опасность потерять физическую форму, но для этого существует специальное приспособление: тренажер, подключенный к тому же экрану. Качаешь нужные мышцы, а тебе в это время показывают, будто ты едешь на живой лошади по настоящей дороге среди полей и лесов. Даже лучше, чем в жизни: слева — спидометр, справа — рекомендуемая скорость, в лесу ни комаров, ни клещей, в поле ветер не дует. Может, конечно, и задуть, но только по желанию клиента: из специального отверстия в панели. Все под контролем.

А самое главное — дети тоже под контролем. Раньше мы выглядывали из окна и кричали: «Пора обедать!» Теперь звоним по мобильнику и спрашиваем: «Ты где?» А в будущем — вышел ребенок гулять (детям ведь гулять не запретишь), а ты — у него в кармане, прекрасно зная, что обедать он все равно не придет, — говоришь: «Не забудь обновить программу нашей электронной собаки, она сегодня снова залаяла вместо того, чтобы принести тапочки».

Хорошо, что «дом будущего» — всего лишь выставочная модель компании Matsushita: не образец серийной продукции, а очередная маркетинговая уловка, легенда то есть. Никто всерьез не думал, что именно таким он и будет, хотели просто смоделировать такой его образ, чтобы в нем нашлось место самым передовым технологиям. Тем самым, о которых мечтаем мы, потребители. Но собранные воедино, они превратились в чудовище.

Убийство времени

Сознают ли производители, что «освобождая время», они берут на себя часть ответственности за его новое наполнение? Для чего это свободное время человеку, уже не обвешанному, как сегодня, гаджетами, а оснащенному одним-единст­венным экраном и пультом к нему?

— Для общения с семьей и самосовершенствования: чтения книг, прогулок, катания на лошади, — говорит президент компании Matsushita г-н Оцуко, пожалуй, единственный из встреченных мной японцев похожий на самурая. А я вспоминаю электронную лошадь из «умного дома», которая скачет по виртуальным полям и лесам.

— Для того чтобы больше общаться с семьей, — вторит жизнерадостный г-н Каджиши, директор по корпоративной коммуникации компании Matsushita. — Наш плазменный экран так хорошо передает изображение, что, даже если ты находишься далеко, впечатление — как будто это происходит совсем рядом.

— Но ведь, производя технику для виртуального общения, компания заменяет им общение реальное. Ваш слоган — «Идеи для жизни», но жизнь-то как раз и вытесняется постепенно вашей же электроникой.

Профессиональная этика в Японии так же традиционна, как и семейная, поэтому открыто критиковать стратегию компании не слишком учтиво. Но иностранцу можно все. А мне страшно хочется знать, понимают ли сами японцы, какая жизнь скоро наступит у передовых потребителей техники.

— В наше время семьи разобщены, внуки больше не живут вместе с бабушками и дедушками, дети часто отделены от родителей, вот мы и создаем продукцию, дающую им возможность общаться. Правда, мы, как и компания Sony, помимо бытовой техники производим электронные развлечения. И они действительно убивают время. Спасибо за вопрос, это очень важно.

Правители электронного мира не думают о  том, зачем человеку время. Они выполняют заказ рынка — шире экран, выше разрешение, больше пикселей, меньше кнопок и чтобы на экране все было как в реальности. Это очень удобно. И мы сами этого хотим.

Смутный объект желания

Возвращаюсь в Москву. 11 часов полета, заняться в самолете катастрофически нечем. Можно, конечно, поработать. Правда, для этого нужен крутой ноутбук. Легкий, но с большим экраном, и чтобы долго держал зарядку. Тогда можно спокойно летать в командировки. И входить в Сеть где хочешь. А еще — смотреть кино, рисовать, писать тексты, хранить фотографии. И, разумеется, из любой точки земного шара связываться с друзьями и коллегами, наблюдать за ребенком и делать покупки. А там, глядишь, и для лошади время найдется.

Фото: Harry Gruyaer/Magnum/agency.photographer.ru/Reuters