Хирургическое вмешательство

13 марта 2008, 00:00

В Тарусе местные чиновники попытались по-тихому избавиться от слишком самостоятельных врачей, которые без их помощи смогли найти деньги на оснащение районной больницы современным оборудованием

Что можно делать в России, кроме революции?» — так называлась статья в «Русском репортере», рассказывавшая о московском враче-кардиологе Максиме Осипове, который переехал работать в Тарусскую районную больницу, а чтобы привлечь туда деньги, основал специальный благотворительный фонд (№ 17, 2007). На прошлой неделе на этот вопрос были получены два ответа. Первый звучал так: в обычном райцентре можно создать кардиоцентр европейского уровня… и получить за это обвинение в мошенничестве. Второй оказался куда оптимистичнее. 

В конце февраля в городе состоялось открытие межрайонного кардиологического центра. Не считая выделенных из областного бюджета 500 тыс. рублей (на пластиковые окна), все затраты взял на себя фонд «Общество помощи Тарусской районной больнице». Целый год он организовывал благотворительные концерты в Москве и Тарусе, собирая средства на покупку оборудования; ремонт был сделан на средства одного московского предпринимателя.

На открытии центра был зачитан приветственный адрес от министра здравоохранения и социального развития Татьяны Голиковой, которая назвала тарусский эксперимент «уникальным примером взаимодействия гражданского общества и власти». Поздравить Максима Осипова и главврача больницы Ирину Олейникову приехали московские профессора и калужские чиновники. Не пришел только глава района Юрий Нахров, который накануне открытия прислал в больницу факс: «На каком основании произведен ремонт?» Кроме того, чиновник вдруг обнаружил, что в больнице отсутствует противопожарная сигнализация (о чем главврач сообщала ему регулярно на протяжении последних трех лет), и на этом основании попытался воспрепятствовать открытию кардиоцентра. А когда ему это не удалось, издал приказ об увольнении Ирины Олейниковой по статье, не предусматривающей объяснение причин. И на следующий день прислал в больницу УБЭП изымать документы из бухгалтерии.

О причинах неприятия тарусским начальником главврача и ее деятельности можно только догадываться. Корреспондент «РР» в компании журналистов еще трех федеральных СМИ провела почти четыре часа в приемной чиновника в надежде получить ответ. Но тщетно. Правда, в кабинет главы района смог прорваться врач Алишер Шакиров, которому объяснили, что Олейниковой вменяется в вину то, что собранные «Обществом помощи» деньги не проходили через районную администрацию. Это правда: общество само закупало и передавало больнице всю аппаратуру. Впрочем, реакцию местных чиновников на неподконтрольную им деятельность, с которой и поиметь-то нечего, можно считать типичной.

— Они интересуются, на каком основании произведен ремонт, — возмущался на прошлой неделе Максим Осипов. — Почему они не спрашивают, на каком основании мы в шесть раз снизили в отделении смертность от инфаркта?.. Чиновники не выносят, когда у них на глазах кто-то что-то делает.

Нетипичная развязка этой истории такова. Через три дня после увольнения главврача губернатор Калужской области Анатолий Артамонов вызвал к себе Максима Осипова и объявил ему, что главе района Юрию Нахрову предложено написать заявление об уходе, что заместитель губернатора, курирующий социальные воп­росы, освобожден от занимаемого поста, что министру здравоохранения области Юрию Кондратьеву объявлен выговор, а изучением обстоятельств увольнения главврача Олейниковой займется специальная комиссия. Калужское управление МВД по борьбе с экономическими преступлениями объяснило, что не имеет к врачам никаких претензий, а, напротив, имеет вопросы к местным милиционерам, проводившим несанкционированную выемку документов в больнице…

Вполне возможно, что поступить таким образом губернатора вынудил общественный резонанс, на который чиновники явно не рассчитывали. Моментально распространившись в блогах, информация о самодурстве районных начальников дошла до «больших» СМИ, включая правительственную «Российскую газету» и центральные телеканалы. В один прекрасный день в приемной главы Тарусского района появились одновременно три съемочные группы, не считая журналистов «бумажных» изданий. В интернете под текстом обращения к вице-премьеру Медведеву, министру Голиковой и губернатору Артамонову в поддержку врачей Тарусской больницы за один вечер было собрано больше ста подписей, а через день их была уже почти тысяча. Профессиональное сообщество единодушно вступилось за коллег — из подписей под этим обращением можно составить справочник «Лучшие врачи России». Открытое письмо в поддержку уволенного главврача и против главы района написали и жители Тарусы.

Реакцию местных чиновников на неподконт­рольную им деятельность можно считать типичной. Чиновники не выносят, когда у них на глазах кто-то что-то делает

В общем, из всей этой истории можно сделать два вывода — грустный и обнадеживающий. С одной стороны, в Тарусе ярко проявила себя система, которой враждебны независимые и самостоятельные люди, желающие и умеющие работать, а не воровать. И то, что в районе снизилась смертность, как оказалось, не аргумент — главное, чтобы деньги на благотворительность осваивались чиновниками (чего, кстати, законодательство вовсе не требует), а те, кто против — дня не проживут. Но с другой стороны, как выяснилось, с подобным положением дел можно и нужно бороться.