Крупнейшая британская авиакомпания вместе с крупнейшим аэропортом Великобритании и при непосредственном участии Ее Величества королевы Елизаветы II преподнесли англичанам роскошный пасхальный подарок — открыли 14 марта суперсовременный пятый терминал Хитроу на 40 тыс. пассажиров и 550 рейсов в день. Подарок обошелся недешево — в $8,6 млрд. Но, похоже, это еще не окончательная цена. За неделю с момента торжественного открытия терминала уже по меньшей мере 15 тыс. человек заплатили за удовольствие воспользоваться новыми «воротами Британии» своим багажом и еще больше людей — своими планами на пасхальные каникулы.
За неделю, прошедшую после открытия, терминал так толком и не заработал. Багаж пассажирам выдается от случая к случаю, каждый пятый рейс отменяется, еще больше рейсов задерживается, эскалаторы в 6-уровневом здании работают с перебоями, как, впрочем, и ленты багажных транспортеров и компьютеры обслуживающего персонала.
Неработающую технику пытаются заменить людьми: в свои выходные на работу вышли более 400 сотрудников аэропорта. Но их работа порой вызывает у пассажиров недоумение: один из них, например, пожаловался, что сотрудник за стойкой регистрации спросил его, как пишется название города, куда тот купил билет. Этот город называется Абердин и является третьим по величине в Шотландии.
Без нареканий сейчас в пятом терминале Хитроу работает только служба безопасности. За целую неделю не допустить волнений, паники и насилия среди тысяч невылетевших, не получивших багаж, вынужденных ночевать в зале ожидания пассажиров — задача ничуть не более легкая, чем сортировка багажа. Особенно учитывая, что и без того взвинченным пассажирам периодически не давали покоя еще и шумящие демонстранты в ярких майках с надписями «Нет расширению аэропорта!». Представители администрации Хитроу и авиакомпании British Airways, для которой и построили новый терминал, так и не смогли сказать, когда же мучения пассажиров прекратятся. «Нет-нет, вы это заявление превратите в дубину и сами же ей нас и отделаете, если названные сроки будут сорваны», — откровенно заявил представитель авиакомпании журналистам, поинтересовавшимся у него, когда закончится хаос.
Пока же доходит до смешного. В системе выдачи багажа царит такой бедлам, что победить его даже за счет сотрудников других терминалов аэропорта уже невозможно. Поэтому значительная часть из 15 тыс. нерассортированных сумок и чемоданов может быть отправлена для сортировки через пол-Европы в итальянский Милан. Такая переброска багажа за тысячу километров обойдется British Airways в кругленькую сумму. Впрочем, и это может не принести желаемого результата и, принимая во внимание, что в прошлом году авиакомпания уже стала в Европе лидером по количеству потерянного багажа, наверняка даст поводы для новых скандалов.
Прямые убытки крупнейшего британского авиаперевозчика уже перевалили за $40 млн. И это притом что пока еще никто из пассажиров не успел подать на авиакомпанию в суд. Зато уже многие наверняка задались вопросом: «А почему, собственно, я вообще летаю этими авиалиниями?» Люди, которым «посчастливилось» опробовать новый терминал, уже негодуют в интернете: «Сама мысль, что в 2008 году в такой стране, как Великобритания, в такой авиакомпании, как British Airways, в таком аэропорту, как Хитроу, запуск нового терминала после стольких лет строительства и испытаний может быть связан с таким количеством ошибок, — просто поразительна. Однако именно это и произошло».