Новые притчи о родине

19 июня 2008, 00:00

19-й «Кинотавр» прошел под знаком дебютов: из четырнадцати фильмов конкурса шесть были первыми режиссерскими работами. Фестиваль показал, что наша киноиндустрия не только набирает финансовую и технологическую мощь, но и стремительно молодеет. Важно не то, что молодые приходят в профессию, а то, что они предлагают кардинально новые темы, актуальные конфликты и новых героев, которые просто не могли бы появиться у режиссеров старшего поколения

Третий год подряд главный приз «Кинотавра» достается дебютанту. В этом году жюри под председательством Павла Чухрая наградило Бакура Бакурадзе за психологическую драму «Шультес», в которой сегодняшняя Моск­ва похожа на гигантский расползающийся муравейник, равнодушный, но опасный. В эту городскую воронку попадает главный герой — спортсмен-одиночка, который после потери памяти становится мелким карманником, копошащимся в толпе таких же, как он, анонимных жителей мегаполиса, спящих наяву и неспособных проснуться.

Приз за лучший дебют получила «Нирвана» Игоря Волошина. В нирване пребывают представители маргинальной молодежной субкультуры: не то панки, не то готы, не то рейверы, они носят инфернальные дизайнерские наряды (этакий «черный гламур»), обитают в пустых домах Питера, сидят на игле, кончают с собой и наотрез отказываются жить как-то иначе. Если «Шультес» выдержан в строгой документальной стилистике, то «Нирвана» — своего рода городское фэнтези, где мрачная атмосфера создана при помощи нарочито ярких, кислотных красок.

Приз за лучшую мужскую роль тоже достался дебютанту, но не российскому: его получил англичанин Джетро Скиннер, сыгравший в  романтической комедии Оксаны Бычковой «Плюс один». Лучшей актрисой признали Ксению Раппопорт. Открытая Львом Додиным, она уже стала звездой в Италии, а вот в России снимается редко. Ее героиня в мистической притче Кирилла Серебренникова «Юрьев день» — оперная прима, которая перед тем, как эмигрировать в Германию, приезжает вместе с сыном попрощаться со своей малой родиной, маленьким заснеженным русским городом, где жизнь остановилась не то двадцать, не то двести лет назад. Амбициозный фильм Серебренникова расколол фестивальную публику: одни обозвали его эстетской перестроечной чернухой, другие — попыткой модного режиссера стать большим русским художником, озабоченным делами духовными. Но это, скорее, драма о родине в самом буквальном смысле слова — о заколдованной земле, которая не отпускает, не прощает, а за измену отбирает у человека самое дорогое: близких, идентичность, судьбу.

«Дикое поле» Михаила Калатозишвили — еще одна притча о земле русской — получило приз за лучший сценарий (написан он был почти пятнадцать лет назад Петром Луциком и Алексеем Саморядовым, выдающимися пост­советскими драматургами, погибшими один за другим в конце девяностых). Этот фильм, получивший также приз Гильдии кинокритиков и награду за лучшую музыку (композитор Алексей Айги), доказывает, что богатое смыслами творчество Луцика и Саморядова нисколько не устарело.

Из мэтров жюри отметило только Александра Прошкина за экранизацию романа Валентина Распутина «Живи и помни», сделанную в традициях советского кино, по которому ностальгирует старшее поколение наших зрителей. А вот куда более современному «Пленному» Алексея Учителя, снятому по сценарию Владимира Маканина, не дали ничего. Эта простая драма о том, что на войне, чтобы выжить, нужно выдавить из себя человека, убить в себе добро, волю, эмоции, — одна из лучших работ в творчестве режиссера и, по иронии судьбы, единст­венная, которую фестивальные награды пока обходят стороной.