Это нечто среднее между пилотированием болида “Формулы 1” и управлением самолетом», — заметил пилот «Макларен» Дэвид Култхард, после того как попробовал в деле катамаран Class 1 на озере Комо в Италии. Управлять катером сложнее, чем гоночной машиной: справиться с почти пятитонным болидом, стремительно несущимся по воде, одному человеку не под силу, поэтому экипаж состоит из двух пилотов: один отвечает за управление, второй следит за приборами и при необходимости прибавляет обороты двигателя.
«Мотор сегодня что-то барахлит — можем сойти с трассы и уж тогда точно не выиграем, — делится опасениями техник итальянской команды, участник второго этапа Гран-при в Черногории. — Пожалуй, лучше увезти судно и поработать с ним, пока еще есть время». Катера привозят (и увозят) с пристани специальные грузовики. Подъемные краны аккуратно переносят их на воду. Затем пилоты и техники тестируют лодки — все как в «Формуле 1», разве что шины менять не надо.
Как и в любом виде спорта с участием техники, человеческое мастерство здесь обеспечивает лишь половину успеха. Многое зависит от двигателей и особенностей конструкции судна. 14-метровые катера оснащены двумя 12-цилиндровыми моторами мощностью 850 лошадиных сил — как правило, производства Lamborghini или Mercury. Этого вполне достаточно, чтобы, залив порядка 600 л высокооктанового топлива, пройти трассу на скорости до 300 км/час при штормовом ветре и трехметровых волнах. И уже с трудом верится, что в 1960-х годах участники гонки Майами — Нассау, предшественницы Гран-при, неслись к финишу на скорости… 48 км/час.

Class 1 — это брат-близнец «Формулы 1» на воде. Красивые машины, огромные скорости, большие деньги… Стоимость одного катера доходит до 1,5 млн евро, одного двигателя — 90 тыс. Class 1 — это экстрим для богатых и знаменитых. В 1990 году в гонке на Средиземном море погиб муж принцессы Монако Каролины. Этот трагический случай, как ни цинично это звучит, заметно повысил интерес к этому виду спорта. Один из самых рисковых представителей правящей семьи Катара шейх Хасан аль-Тани — соорганизатор соревнований Гран-при. В первый раз попробовав себя в роли пилота водного болида во время учебы в США, аль-Тани страстно увлекся этим видом спорта, и сегодня благодаря его усилиям катарские команды — лидеры мирового рейсинга. А сам шейх не просто руководит, но и является одним из лучших пилотов Class 1.
«Я с детства обожал море и все, что с ним связано: яхты, корабли, катера, — говорит аль-Тани. — Конечно, гонки опасны, но риск есть в любом виде спорта. Мы постарались максимально обезопасить участников: гонщики одеты в костюмы из несгораемого и непромокаемого материала, внутри катеров нет острых углов, что позволяет избежать дополнительных травм. Но даже это не может гарантировать абсолютную безопасность. Как и в “Формуле 1”, мы лишь стараемся свести риск к минимуму».
Этапы Гран-при проводятся с мая по декабрь в разных странах — всего 10 соревнований.
Пилоты болидов — выходцы из Италии, Испании, Норвегии, Катара, ОАЭ, Франции и Англии. Пока что ни один из россиян не освоил этот вид спорта на профессиональном уровне. Да и откуда взяться профессионалам, если у нас нет своей команды? По предварительным расчетам ее создание обойдется в 25 млн евро, и поскольку королевского дома у нас нет, остается рассчитывать лишь на олигархов — возможно, кто-нибудь из них, когда пройдет мода на футбольные клубы, прикупит несколько скоростных катеров и пару пилотов в придачу.

И все-таки возможность поближе познакомиться с гонками Class 1 появится у россиян уже в следующем месяце. Вообще-то привезти южный вид спорта в северную страну — довольно рискованная затея. К тому же ни океана, ни моря, ни даже приличного озера поблизости от российской столицы нет. Обычно этапы Гран-при проводятся в Катаре, Испании, ОАЭ, даже в Норвегии, но еще ни разу пилотов не загоняли в такие узкие рамки, как акватория Химкинского водохранилища. Для катеров Class 1 маленький водный пятачок — нечто вроде узких улочек Монте-Карло в «Формуле 1», где болиды несутся, едва не задевая стены домов. Что-то подобное будет и у нас. Но, несмотря на повышенную опасность, в Москву на третий этап Гран-при должны приехать все 11 команд Class 1.
Еще ни разу в истории пилотов Class 1 не загоняли в такие узкие рамки, как акватория Химкинского водохранилища
«То, что одна из гонок состоится в столице России, крупнейшем городе Европы, — важное событие для Гран-при, — уверяет шейх Хасан. — Мы надеемся, что благодаря подписанному на пять лет контракту с Москвой интерес к нашему виду спорта возрастет еще больше, и хотим верить, что в скором времени в чемпионате сможет принять участие и российская команда».
Приживется ли в России новая дисциплина и завоюет ли она своего зрителя, как «Формула 1», сказать сложно. Хотя какой русский не любит быстрой езды? А уж москвичи-то наверняка получат удовольствие от гонки на катерах. Ну и на живого шейха посмотреть любопытно — экзотика все-таки! РР Олег Лыткин
Фото: Raffaello Bastiani; Simon Palfrader