Туризм с нечеловеческим лицом

Актуально
Москва, 10.07.2008
«Русский репортер» №26 (56)
В начале июля разгорелся скандал: компания-банкрот «Васко Детур» отправила на отдых в турецкие отели около 600 человек. Пока число россиян, оставшихся в Турции с неоплаченными путевками, неизвестно. Чтобы обезопасить туристов от нервных и финансовых потрясений, недостаточно исправить законодательство: проблема в людях, работающих в области туризма

Моя мама и шестилетняя дочь не спали всю ночь в ожидании задержанного рейса Бургас — Москва. Сначала его перенесли на два часа, потом на неопределенное время. Они ждали хоть какой-то информации и отказались от гостиницы, потому что боялись не улететь никогда. Мама время от времени звонила мне на мобильный и зловеще-спокойным голосом сообщала: «Все в порядке», и мне становилось понятно, что как раз ничего не в порядке. В Москву они прилетели почти через сутки после ожидаемой посадки.

Сюжет о задержанном рейсе прошел по НТВ, его обсудили на «Эхе Москвы». Медийность этому случаю придал известный продюсер Максим Фадеев, томившийся в Бургасе наряду с простыми смертными. На самом деле таких случаев в горячий сезон — десятки.

Каждый год что-нибудь происходит: сотня-другая туров продается в отель с отозванной лицензией, номера в отеле оказываются не­оплаченными, или туристы сутками ждут своего чартера в аэропорту. Но это считается обычным делом, и извинений приносить не принято. Большинство историй быстро и прочно забывается, и… повторяется в следующий сезон уже с другими людьми.

Системные сбои в туристическом бизнесе принято сваливать на глобальные проблемы вроде разгула терроризма или, в крайнем случае, роста цен на топливо. Но цены рас­тут повсеместно, у зарубежных компаний тоже бывают сбои, страдают же главным образом наши туристы. Причина — отношение к ним наших же туркомпаний. Ведь будь пассажиры рейса Бургас — Москва уверены в том, что их не бросят, они не сидели бы в аэропорту на чемоданах. Знай они, что именно происходит и когда это закончится, моральные потери были бы минимальными.

В этом смысле много говорит о ситуации в отрасли история с компанией «Детур», которая, уже будучи банкротом, цинично отправила «отдыхать» в Турцию около 600 туристов. Когда же выяснилось, что деньги отели не получили, руководство компании, пообещав решить все проблемы, закрыло офис и исчезло в неизвестном направлении. Турецкие отели удерживали десятки людей в качестве заложников: их не выпускали из гостиниц, пока они не оплатят свое проживание (вторично — ведь один раз они уже купили путевку у турфирмы). Другим пришлось раскошелиться на трансфер до аэропорта, третьим — на билеты на самолет.

То, что «Детур» работает «грязно», для их коллег секретом не было. В прошлом году фирма отправила туристов в турецкий отель Royal Resort, у которого к тому времени была отозвана лицензия. Тогда, судя по отзывам, вместо обещанного пятизвездочного рая люди попали в настоящий ад: лифты и кондиционеры не работали, несвежую еду подавали в используемых по нескольку раз одноразовых тарелках, в номерах не убирали. Но коллеги по цеху не погнали компанию с позором из своей индустрии, и фирма продержалась на рынке еще целый год.

Чтобы избежать критических ситуаций, представители турбизнеса рекомендуют обращаться в фирмы, которые давно работают на рынке. Но ведь «Детур»-то как раз существовал целых 15 лет. Так что, наверное, прав исполнительный директор Клуба защиты прав туриста Федор Коробков, который советует не связываться с турфирмами, а организовывать свой отдых самим. 

У партнеров

    «Русский репортер»
    №26 (56) 10 июля 2008
    Авиация
    Содержание:
    Фотография
    Вехи
    Путешествие
    Фотополигон
    Реклама