1. Европейские страны осудили Россию за признание независимости Абхазии и Южной Осетии, но не ввели против нее санкции. Почему?
Российское признание независимости Абхазии и Южной Осетии — это очевидное нарушение международных договоров, устанавливающих принцип нерушимости границ. Но санкции никогда никем не предлагались и не обсуждались. Лично я никогда не верил в действенность подобных мер. Но, несмотря на это, боюсь, произошедшее негативно скажется на способности России развивать отношения с остальной Европой. То, что Россия отказалась от дальнейших переговоров по вступлению в ВТО, лишь ограничивает ее способность диверсифицировать свою экономику путем международной интеграции.
2. России грозит международная изоляция?
Россия останется практически в одиночестве в своем решении признать независимость Абхазии и Южной Осетии. Страны, которые ее поддержат, можно будет пересчитать по пальцам одной руки. До сих пор было общее понимание того, что конфликты на Кавказе — в Карабахе, Чечне, Абхазии и Южной Осетии — должны решаться с учетом сохранения территориальной целостности существующих государств. Теперь Россия поставила вопрос об изменении границ в этом неспокойном регионе. Это не в долгосрочных интересах самой России. Она может думать, что сейчас контролирует ситуацию в военном смысле, но завтра будет новый день, и стороны еще могут поменяться ролями.
3. Вы считаете, что действия России в Южной Осетии не были оправданны?
Нет сомнения, что эскалация конфликта произошла в том числе и в результате грузинского нападения. Убежден, что России была бы обеспечена очень широкая поддержка, если бы она отреагировала немедленным призывом к согласованным международным действиям с целью остановить насилие. Вместо этого Россия развязала полномасштабную агрессию, перенеся бои в Абхазию и в Западную Грузию.
4. Можно ли говорить о том, что события в Южной Осетии знаменуют собой начало новой холодной войны?
Я бы так не сказал. Я обеспокоен враждебным антизападным тоном российского телевидения. Такое отношение приведет Россию к ситуации, в которой ее способность проводить дальнейшие реформы и либерализацию будет ограничена. Последствием этого может стать то, что мир продолжит идти вперед, а Россия опять останется позади. Не стоит забывать, что население ЕС в 3,5 раза больше российского, экономика больше в 15 раз, на оборону мы тратим в 10 раз больше.
5. Не опасаетесь ли вы, что поддержка, которую вы продолжаете оказывать Грузии, будет воспринята ее руководством как поощрение к новым агрессивным действиям?
Поведение Грузии в этом конфликте сильно критиковалось. Но не грузинская армия вторглась в Россию, а российская в Грузию. Россия просто не имела права на массированное военное вторжение в Грузию.
6. Должна ли Грузия вступать в НАТО?
Не знаю. Российская политика санкций и давления на Грузию последних лет толкала Грузию в сторону НАТО. Давайте не будем забывать, что в начале года 80% грузин проголосовало за членство в альянсе на общенациональном референдуме. Так маленькие страны реагируют на давление своих больших соседей — это ясный исторический урок.
7. Некоторые европейские политики говорят, что российская операция в Абхазии и Южной Осетии может повториться в Крыму. Вы разделяете подобные опасения?
Всем нам известно, что эти страхи были подогреты разговорами о том, что у России есть право вторгаться на территории стран, где проживают люди с российскими паспортами. Это очень опасная политика — и для самой России в том числе. Кто знает, сколько китайских граждан будет проживать на территории Сибири через несколько десятилетий?