Вертолет, заваленный сумками, подпирающими обветренные скулы усталых пассажиров, начинает спускаться. В окна видна коса, уходящая острием в Чукотское море. «Все, прибыли, — вздыхает старик в оленьей шапке. — Три недели рейса ждали!»
Из-за непогоды рейса из Лаврентия в Уэлен приходится ждать и месяц. Хотя между поселками всего 100 км.
Одному богу известно, как поселок с населением менее тысячи человек, расположенный на полоске земли шириной 200 м, еще не смыло штормами. Но, столкнувшись с местным бытом, романтики затихают. Веками тут почти ничего не меняется, а здешние жители и не требуют перемен. Уэлен живет тем, что дает море. Охотники на китов — самые богатые и уважаемые люди. После удачной охоты они трактором вытаскивают тушу на берег, где уже в полном составе ждет весь поселок. Кита разделывают все. Особенно радует эта церемония детей. Они прибегают со своими ножичками и отрезают лакомые куски, самым шустрым достаются глаза. Ушные кости охотники отдают косторезам — это ценный поделочный материал.
Других продуктов в Уэлене мало, а те, что завозят, у местных жителей вызывают аллергию. В советские годы поселок жил благодаря косторезным мастерским. Летом сюда заходили теплоходы с туристами — товар шел нарасхват.
Сегодня основные скупщики уэленской кости — вертолетчики, которые подрабатывают на ее перепродаже. Из ста пятидесяти косторезов осталось не больше сорока. Иван Иваныч Сейгутегин, главный мастер и заслуженный художник СССР, режет кость на дому и очень переживает, что передать мастерство некому: молодые теперь работают не за совесть, а за деньги.
Фигурки Сейгутегина специалист легко отличит от изделий любого другого костореза Чукотки, ведь у каждого из них свой почерк. К примеру, смешной чукотский бог достатка по имени Пеликен в классическом варианте представляет собой мужичка с большим животом, широкой улыбкой и сложенными на брюхе руками. Но каждый косторез может внести что-то свое — так появились Пеликены шагающие, Пеликены с бубном и даже… с виолончелью. Уэленцы в один голос рассказывают историю, подлинность которой вызывает некоторые сомнения. Якобы в 70-е годы в Уэлене дал концерт Мстислав Ростропович, и директор мастерской был так потрясен его игрой, что за одну ночь смастерил в подарок Пеликена-виолончелиста. Через год, гласит молва, Ростропович порадовал костореза письмом, в котором сообщил, что Пеликен уже объездил с ним полмира.

Во времена губернаторства Абрамовича в поселке соорудили несколько десятков канадских коттеджей. Выглядят они намного привлекательней советских построек, но уэленцы их не жалуют: коттеджи с чукотским климатом не дружат — при сильном ветре они начинают подрагивать, создавая у тех, кто внутри, ощущение, что их поселили в мчащийся поезд.
Как добраться
Рейс Москва — Анадырь. Потом надо несколько дней ждать рейса на поселок Лаврентия и лететь еще два часа. Летом до Уэлена можно добраться по морю. Зимой — на снегоходах или с вертолетом. Ранней весной, в сезон буранов, ждать вылета в Уэлен можно больше месяца.
Где остановиться
Негде. Приходится рассчитывать лишь на гостеприимство местных жителей, и этот расчет действует безотказно. Главное — избегать коллективного употребления спиртных напитков: организм северных народов реагирует на алкоголь неадекватно. Если позвали на застолье — лучше откажитесь.
Что купить
Cпросите первого встречного: «Где сувениры?» — и вас тут же и отведут домой либо к себе, либо к знакомым косторезам. Продают фигурки животных, людей, богов и резьбу по китовой кости, рогу оленя и кости, благодаря которой возникло словосочетание «хрен моржовый». Цена — от 500 рублей и выше.
Фото: Вячеслав Титов