Самое лучшее отчаяние

5 февраля 2009, 00:00

Роттердамский кинофестиваль — главный смотр артхауса. В этом году россияне в основной конкурс не попали, зато в соревновании короткометражек одну из трех равнозначных наград — статуэтку тигра (талисман фестиваля) и 3000 евро — получили нижегородцы Галина Мызникова и Сергей Проворов за свое «Отчаяние»

Cовременные художники Мызникова и Проворов известны как арт-группа «Провмыза». То, чем они занимаются, называют видеоартом, но сами авторы называют это экспериментальными фильмами. И они правы: «Отчаяние» — настоящее современное кино, задумчивое и минималистское.

Внешне все очень просто: белый фон (бескрайняя заснеженная степь) и черные фигуры — группа людей, пытающихся как-то выжить и приспособиться к этому холодному пространству. Но ничего не получается.

Отчаяние возникает оттого, что природа поглощает человека, словно это какой-то чужеродный объект, нарушающий общую гармонию. Диалогов в «Отчаянии» нет, зато есть завораживающее изображение и тревожный звуковой ряд.

Неудивительно, что авангардное «Отчаяние» попало именно на Роттердамский фестиваль, последовательно разрушающий границы между кино и другими видами искусства. Здесь уже показывали фильмы в галереях, в залах без сидений, напоминающих танцпол; ставили диджейские сеты во время сеансов. А в этом году в огромный кинотеатр превратился сам Роттердам: каждый день с вечера до поздней ночи три картины, специально созданные по заказу фести­валя, проецировали на городские небоскребы.

В общем, из года в год Роттердам подтверждает, что все самое интересное в искусстве происходит в его границах, и российские художники активно включаются в процесс освоения этих границ.