Любовь и формулы

Тренды
Москва, 12.02.2009
«Русский репортер» №5 (84)
Сердцу не прикажешь? Наивно… Приказы сердцу отдают гены, обмениваясь с нервной системой гормональными посланиями. А нам остается только любить. Но в мире есть немало дотошных ученых, готовых разложить наши самые высокие чувства на элементарные составляющие. Трепетное биение наших сердец они превращают в научные закономерности, подкрепленные аппаратом математической статистики

Cамая заметная психологическая новость после новогоднего провала во времени — про очередную формулу любви, плод игр разума британских математиков. Р. Сеймур и П. Созу из Лондонского университета решили с научной тщательностью исследовать один из вечных вопросов: почему женщины не сразу и не всегда вступают в половую связь с мужчинами, с которыми ходят на свидания.

Как известно, все математики — аутичные очкарики, оторванные от реальной жизни, поэтому не стоит удивляться, как вообще возник подобный вопрос. Неудивительно и то, что, как и подобает математикам, они не стали утруждать себя наблюдениями или экспериментами, а сразу перешли к созданию математической модели ухаживания и раскручивания динамо. В результате математическая теория игр обогатилась теорией любовной игры.

В игре два участника (модель не отражает всех сложностей реальной жизни), у каждого из которых свои цели. Игрок М хочет спариться с как можно большим числом самок и, если дать ему волю, будет жить по принципу «соблазни и брось». Игрок Ж стремится завести потомство от элитного самца и вырастить детей с помощью отца. Задавая такие условия, математики опирались не на личный опыт и не на народную мудрость, а на представления эволюционной биологии, для которой человек — не венец природы, а машина, за рулем которой гены, ведущие гонку за репродуктивный успех.

У игры три концовки: либо хеппи-энд — совокупление, либо Ж отвергает М, либо М теряет терпение и бросает ухаживания. В этой простенькой игре наилучшей стратегией для Ж оказывается тянуть резину, собирая информацию о партнере (о степени его элитности как производителя потомства). К тому же если терпеливый М способен на длительные ухаживания без секса, да еще и готов тратить массу ресурсов (время, деньги, выдумку), то, он скорее всего, окажется хорошим отцом. Таким образом, длительные ухаживания нужны Ж, чтобы определить тип самца и отсеять ненадежных и неподходящих. Стратегия М и того проще: эта секс-машина тупо идет к своей цели и смыслу бытия — спариванию, не жалея для этого сил и других ресурсов.

За последние годы было опубликовано немало подобных научных статей о наших внутренних «машинах любви». Вот хоть соседнее сообщение в ленте научных новостей: исследователи из Университета Техаса выяснили, что женщины с высоким уровнем полового гормона эстрадиола склонны к изменам. В общем, вы, мужики, не виноваты. Хотя, с другой стороны виноваты: сами таких выбираете — ведь привлекательность женщин, как и мужчин, определяется уровнем гормонов.

В нас встроены вычислительные устройства, определяющие этот уровень по косвенным признакам. Устройства примитивные: мужская «машина любви» вычисляет соотношение объема женских бедер к объему талии (идеал — 1:0,7), женская «машина любви» делит расстояние между бровями и верхней губой на ширину лица мужчины (чем меньше значение, тем мужественнее лицо). Эти нехитрые вычисления дополняются еще несколькими простыми механизмами, такими как поцелуй, при котором происходит химический анализ здоровья партнера. Увлекательные подробности функционирования других подобных механизмов пропущу — и так все ясно.

Так и происходит размножение на планете обезьян. И неважно, о чем вы там мечтаете, во что верите и собираетесь ли вообще размножаться, — кого выбрать и как себя вести, решают гены. Вот и вся любовь, беби, ничего личного.

Как прекрасно, что реальный мир на­много веселее этих унылых совокуплений примитивно запрограммированных биороботов! Вот, например, в Индии на прошлой неделе две семилетние девочки были выданы замуж за лягушек. Что скажете, господа ученые?

У партнеров

    «Русский репортер»
    №5 (84) 12 февраля 2009
    Бедность
    Содержание:
    Фотография
    От редактора
    Вехи
    Без рубрики
    Путешествие
    Реклама