Военные базы за границей имеют всего четыре страны: Великобритания, Франция, Россия и США. И если для первых двух это скорее наследие колониального прошлого, то для Москвы и Вашингтона — средство поддержания международного престижа и реализации концепции национальной безопасности. Американская концепция имеет условное обозначение «1-4-2-1»: это, во-первых, сохранение территориальной целостности США; во-вторых, военное присутствие в 4 из 6 регионов мира; в-третьих, ведение активных боев на 2 театрах военных действий; в-четвертых, победа в одной из этих войн. Поэтому США располагают более чем 300 военными объектами за границей.
Российская концепция национальной безопасности преследует единственную цель — сохранение территориальной целостности страны. То есть по аналогии с американской ее можно обозначить как «1». Этим объясняются и различия в структуре военного командования российской и американской армий. В России оно включает в себя шесть военных округов, расположенных на территории страны. У армии США тоже шесть командований — Североамериканское, Южноамериканское, Африканское, Центральное (Ближний Восток), Тихоокеанское и Европейское.
Всего на содержание заграничных военных объектов Россия тратит в год около $3,5 млрд, США — свыше $120 млрд (это, к слову, два наших годовых военных бюджета). Что интересно, арендная плата составляет — в зависимости от базы и страны, где она расположена, — от 30 центов до миллиардов долларов.