Прогнозы

30 апреля 2009, 00:00

Вас уволят?

По итогам первого квартала безработица в стране достигла 9,5%, сообщил Росстат. Это больше, чем в США или Евросоюзе. Что будет происходить с занятостью в России в ближайшее время?

 pic_text1

Безработица переходит из скрытой формы — неполная рабочая не­деля, принудительные отпуска — в явную. В то же время нынешние показатели нельзя назвать катастрофическими: они, например, ниже, чем во время кризиса 10-летней давности, когда безработица достигала 13–14%. Правда, ресурс увольнений еще не исчерпан. Многие предприятия не увольняют работников в надежде на оживление, но если оно не произойдет, им придется либо сократить персонал, либо пойти ко дну вместе с ним.

Момент истины, вероятно, наступит осенью. В ближайшие же месяцы резкого изменения уровня безработицы ждать не стоит: все-таки две волны сокращений уже прошли — в конце прошлого года и в начале нынешнего. К тому же сейчас в экономике наблюдается некоторое сезонное оживление, а летом безработица частично будет сглажена традиционными отпусками.

Потеряем ли мы Армению?

Армения и Турция близки к примирению после десятилетий вражды. На прошлой неделе они согласовали план нормализации отношений и в итоге могут даже открыть границу. Что это будет значить для России?

 pic_text2

В случае нормализации отношений Армении и Турции Россия теряет статус эксклюзивного бизнес-партнера Армении. Кроме того, встает вопрос о военном присутст­вии России в этой стране (в Гюмри находится наша база), а также о членстве Армении в ОДКБ, хотя о перспективах вступления в НАТО говорить все же рано. Зато Армению могут привлечь к реализации проекта газопровода «Набукко» в обход России.

Но всерьез говорить об этом можно будет только тогда, когда появится документ, фиксирующий прорыв в отношениях Армении и Турции, а его пока нет. Главные сдерживающие факторы — вопрос о признании геноцида армян, статус Нагорного Карабаха и отсутствие консенсуса внутри самих договаривающихся сторон.

Поэтому к радикальному ослаблению позиций России в Закавказье — в пользу США — армяно-турецкие переговоры вряд ли приведут.

Подорожает ли высшее образование?

Президент России Дмитрий Медведев на съезде ректоров вузов рекомендовал им заморозить в 2009 году цены на образование. Госуниверситеты, скорее всего, так и сделают, но последуют ли их примеру коммерческие вузы?

 pic_text3

Цену образования определят три фактора. Во-первых, в связи с кризисом мы наблюдаем снижение платежеспособности населения. Во-вторых, с начала года произошло повышение цен на коммунальные услуги, и расходы вузов выросли. В-третьих, система высшего образования попала в демографическую яму. Сейчас поступать в университеты готовится поколение 1991–1992 года, в это время рождаемость была очень низкая. В итоге вместо традиционных 1,2–1,3 млн абитуриентов в 2009 году школы выпустят всего 800 тыс. человек. Конкуренция за них, как вы понимаете, обострится.

Однако снижения цен ждать не стоит. Нельзя получить хорошие знания за 50–60 тыс. рублей в год. Поэтому в «брендовых» вузах цент­ральных городов обучение будет стоить дорого — 100–150 тыс. рублей в год. Никто на этом не обогащается, но снижать зарплату преподавательскому составу мы не можем.

Фото: из личного архива Натальи Акиндиновой; Риа Новости; Photoxpress