Чей том толще

Константин Мильчин
23 июля 2009, 00:00

Толстая книга — знак того, что ее автору есть что сказать миру. Этот стереотип сидит в нас со школьной скамьи, со времен первого детского ужаса перед четырьмя томами «Войны и мира». В руках читателя толстая и крупноформатная книга — знак интеллекта: раскрытый посетителем кафе или пляжа на середине 900-страничный фолиант говорит о том, что его обладатель занят умственным трудом, а не перелистыванием страниц. Так что толстые книги — имиджевый проект, особенно для отпуска

Крым, пыльная автодорога из Евпатории в Севастополь. По ней с трудом тащится старенький львовский автобус. Количество его пассажиров значительно превосходит число мест внутри, в том числе и стоячих. В проходе в общей курортной давке стоит высокая дама средних лет в соломенной шляпе и на вытянутой вперед руке торжественно держит здоровенный раскрытый том — «Консуэло» Жорж Санд.

Эта не слишком немая сцена запомнилась большинству пассажиров приснопамятного автобуса, в том числе и мне. Традиционно считается, что на отдых нужно брать с собой тоненькие книжки в мягкой обложке, желательно карманного формата. В зависимости от тяги отдыхающего к чтению это может быть один или несколько дешевеньких покетбуков; иные засовывают их в чемодан десятками, а потом оставляют в отелях, на пляжах и даже в самолетах. В некоторых европейских гостиницах даже есть специальные стойки, где можно взять почитать покетбук на любом языке — из оставленных постояльцами.

Но сюжет такой книжки будет забыт, так же как и она сама. Тем более что легкомысленный формат часто подразумевает легкомысленное содержание, несмотря на то что у нас в виде покетбуков любят издавать русскую и зарубежную классику — от Достоевского до Германа Гессе.

А вот отдых с солидным изданием запомнится и тому, кто будет читать, и его спутникам, и даже случайным попутчикам, что и произошло с дамой из автобуса Евпатория — Севастополь. Кроме того, отпуск — единственное время, когда можно осилить толстую книгу, не отвлекаясь ежечасно на работу и другие дела. То есть практически единственное время, когда с полным правом можно стать в глазах окружающих расслабленным интеллектуалом — хотя бы на неделю-другую.

Для издателей крупный формат — возможность сделать книгу более удобной и интересной читателю. В первую очередь это касается литературы  нон-фикшн: в толстый том легче впихнуть иллюстрации, схемы, графики и сводные таблицы, а значит, сделать книгу более содержательной и «умной».

Другой вид толстой книги — сборник: тематический (вроде собрания английского детективного рассказа времен Конан Дойля «Не только Холмс») или сборник произведений одного автора (анг­лийские издательства любят так издавать Шекспира — все пьесы и сонеты в одном толстенном томе). Одной такой книги хватит на целый отпуск, причем чтение будет достаточно разнообразным: под одной обложкой все-таки не один длинный текст, а много разных.

Если же речь идет просто об очень толстом романе, в его пользу есть медицинский аргумент. В современных книгах большого формата шрифт крупнее, а интервал между строчками шире. Так что глаза человека, отдыхающего с недавно изданным толстым романом, будут отдыхать вместе с ним.

Почитать: классика и сборники

В советское время крупный формат был традиционным для издания классики. Создатели серии «Библиотека всемирной литературы» стремились всю ее запихнуть в несколько сотен томов, так что под одной обложкой часто оказывалось по несколько произведений, объединенных временем написания — готические романы, романы начала XIX века, «Илиада» и «Одиссея».

Были и более крупные издания — например, полное собрание пьес Александра Островского в одном томе, которым можно было убить даже крепкого человека, или аналогичного размера собрание произведений Салтыкова-Щедрина. Но испытания рынком большой формат не выдержал.

В начале 1990-х классику если и издавали, то в малом формате, разбивая тексты на несколько томов или, наоборот, запихивая под одну обложку больше тысячи страниц набранного убористым шрифтом текста. Причина была в первую очередь экономическая: на рынке царили дешевые книги.

Толстые собрания сочинений одного писателя издавали только в случае с беспроигрышными циклами авторов фэнтези. В конце 1990-х и начале 2000-х выходили крупноформатные сборники романов Макса Фрая, Михаила Успенского и Марии Семеновой.

Был еще «премиум-сегмент» — подарочные издания с высококачественной печатью и обложками из кожи кенийского козла с золотым тиснением. Но эти книги были созданы не для того, чтобы брать их в руки, а для того, чтобы ставить их на полку и никогда больше оттуда не доставать.

Лишь в последние годы перед кризисом стали появляться книги «среднего класса» — большого формата, с улучшенным дизайном и интересными графическими ходами, которые стоят от 300–400 до тысячи с небольшим рублей. Это большие сборники рассказов и разножанровых произведений или просто достаточно большие тексты, издатели которых не захотели портить читателю настроение дешевым исполнением, как, например, в случае с книгами Питера Акройда «Лондон. Биография» или «Темза. Священная река».

Посмотреть: иллюстрированные книги

Сегодня в книгоиздании существует целое направление — иллюстрированные книги, в которых картинки не менее важны и ценны, чем текст. Это научно-популярные издания, речь в которых идет об истории вещей.

Безусловный лидер здесь — проект Леонида Парфенова «Намедни», в рамках которого вышло уже два тома. Такая книга просто не может быть маленького формата: текст о советских сапогах-дутиках в ней не более важен, чем возможность эти самые сапоги рассмотреть на крупной любительской фотографии. По мере того как «Намедни» и им подобные проекты о еде, посуде и т. п. захватывают книжный рынок, маленькие, пусть и более дешевые, книжки с небольшими черно-белыми иллюстрациями уходят в прошлое.

Другой вид больших книг, которые можно и читать, и рассматривать, — это комиксы или графические новеллы. У нас они еще только входят в моду, особенно если речь идет не о тонких брошюрах, а о толстых томах. В России их выход пока еще тесно связан с индустрией кино: несколько лет назад под премьеру «Города грехов» у нас выпустили русский перевод одноименной серии графических романов Фрэнка Миллера, а в этом году — тоже под кинопремьеру — «Хранителей» Алана Мура.

Повтыкать: электронные издания

Электронные книги уже начали наступление на бумажные именно в качестве курортного чтения. Так что лет через десять на пляжах всего мира будет одна и та же картина: если кто и читает, то уткнувшись в свой электронный «ридер», которому все равно — что крупный формат, что мелкий.

Уже сейчас есть люди, отправляющиеся в отпуск с одним КПК или даже смартфоном, в который предварительно закачали книги в электронном виде — кто из легальных онлайн-библиотек, а кто и с пиратских сайтов. В смысле объема информации, длительности чтения и имиджа интеллектуала электронный «ридер» — идеальная толстая книга нашего времени, хотя в России она пока и не очень распространена.

В отличие от смартфонов и КПК, в «ридерах» используется не традиционный жидко-крис­тал­лический экран, а так называемая электронная бумага, которая сама свет не излучает, а отражает его — как обычный печатный лист. То есть меньше утомляет глаза и не требует большого количества энергии.

У нас продаются модели электронных «ридеров» от компаний Sony (Sony Reader), Explay (TXT.Book) и Pocket Book. Хотя вообще-то «ридеры» выпускает большинство крупных фирм, занимающихся электроникой, а крупнейший в мире книжный онлайн-магазин Amazon.com продает свой собственный девайс — Kindle.

Выбирая себе «ридер», помимо его веса, размера экрана, объема памяти, доступа к беспроводной сети и цены стоит обратить внимание на то, может ли он читать файлы разных форматов и передавать графические изображения, что важно, если вы будете читать книгу с иллюстрациями. Это пока доступно далеко не всем «ридерам».

Так что бумажные толстые книги пока еще вне конкуренции. Впрочем, как уверяют разработчики «ридеров», ненадолго.

Фото: MARTIN PARR/MAGNUM PHOTOS/AGENCY.PHOTOGRAPHER.RU; ALAMY/PHOTAS