Владимир Звоновский, социолог. Самара

Главное свойство Самары — это ее открытость, мобильность населения и доступность современных коммуникаций. Из Самары летает в день 15 авиарейсов в Москву, и каждый день можно улететь куда угодно, причем не через Москву, а через Франкфурт или Прагу. Очень важную роль играет интернет.
Когда мы проводили опрос о реакции на кризис по одной и той же анкете онлайн и офлайн, оказалось, что в интернете люди реагируют примерно одинаково и в Самаре, и в Москве, и в других городах. У нас есть несколько предприятий, управлять которыми позвали чехов, немцев, итальянцев. И наоборот: если житель города может вернуться в Самару после длительной стажировки не в Москве, а, скажем, в Лондоне. Это повышает статус Самары.
Почему это так? В первую очередь по историческим причинам. В свое время, когда начиналось строительство железной дороги, другие города от нее отказались, а Самара согласилась: там было много купцов, которым нужно было возить зерно. С тех пор за Самарой закрепился статус транспортного узла с большим количеством внешних связей.
Сравните с Одессой: когда обсуждался вопрос о строительстве главного черноморского порта, было несколько вариантов. Но де Рибас отправил Павлу I два ящика апельсинов — и решение было принято. В результате вплоть до развала СССР Одесса была третьим городом в стране после Москвы и Питера.
Если давать какие-то рекомендации городам, я всегда говорю: помните про два ящика апельсинов.
Лев Овруцкий, публицист. Казань

Казань была провинцией, но на глазах перестает ею быть. Не хочет быть провинциальным город, в котором есть такой университет. Или такой театр оперы и балета. Совершенно европейский театр. Назовите любую мировую знаменитость — все они гастролировали в Казани. Я уж не говорю о спорте. Одна громкая победа казанского «Рубина» над «Барсой» чего стоит!
Чем это объяснить? Одного фактора нефти недостаточно — нефть ведь есть и в Башкирии, и в Самаре, а в Тюмени ее вообще хоть залейся.
Во многом это результат политики, проводимой Шаймиевым. В 90-е он объявил Татарстан суверенным государством, «ассоциированным с Россией», и на этом основании все налоги оставлял в республике. В нулевые отказался от этой формулы, однако за свой отказ сумел выговорить серьезные преференции. Тут, очень кстати, обнаружилось, что Казани, оказывается, тысяча лет, и под это дело она получила громадные деньги. А теперь вот Универсиада, подготовку к которой тоже финансирует Москва.
Александр Баянов, маркетолог. Новосибирск

Я считаю, что сибирский менталитет сформирован сибирским ландшафтом. Житель Сибири везде видит линию горизонта, стоит ему хоть чуть-чуть выбраться за пределы города. Мы — европейцы, потерявшиеся на просторах Азии.
С одной стороны, наш город изначально задумывался как непровинциальный: университет, Академгородок, Транссиб. Но, несмотря на это, Новосибирск все же остается в изоляции от окружающего мира: очень дорогие билеты что в Москву, что во Владивосток, что куда бы то ни было. За счет этого мы варимся в собственном соку, практически отсутствуют мобильность и обмен идеями — что в академической среде, что в культуре. Сейчас власти выстраивают развитие города как транспортного узла. На чем еще может быть основана концепция развития? Да ни на чем.
Андрей Ершов, предприниматель. Нижний Новгород

Я не считаю, что Нижний так уж процветает. Это миф, который был сформирован Борисом Немцовым в период его губернаторства. На самом деле Самара и Казань — куда более развитые города, чем мы, там больше денег, больше работы. Проблема в том, что Нижний находится слишком близко от Москвы — восемь часов на поезде. Другие крупные города, как, например, Екатеринбург, поднялись за счет того, что туда пришли оптовики, которые распределяли свою продукцию по регионам. У нас не так: крупные фирмы не стремятся здесь открывать свои филиалы, поскольку все, кому что-то нужно, могут сесть на машину и купить все в Москве.
Но в то же время я должен сказать, что отток людей в Москву у нас практически прекратился. Многие оценили преимущества провинции. У меня подруга работала в Москве в «Евросети», теперь вернулась сюда и очень рада, потому что в Москве очень жесткие отношения между людьми.
Все, что нужно для бытового комфорта, у нас уже появилось, уже не надо, скажем, ездить в московскую «Икею». Что мне может понадобиться в Москве? Ну вот, скоро поеду в индийское посольство — делать визу в Гоа.
Фото: ЮЛИЯ ВИШНЕВЕЦКАЯ ДЛЯ «РР»; ИЗ ЛИЧНОГО АРХИВА В. ЗВОНОВСКОГО, Л. ОВРУЦКОГО, А. БАЯНОВА, А. ЕРШОВА