Меняйте камень на ножницы

19 ноября 2009, 00:00

Наука считает играми даже такие нешуточные ситуации, как естественный отбор у животных или ядерное противостояние сверхдержав. Если одна ситуация повторяется раз за разом, «игроки» улучшают свою стратегию, потому что учатся на ошибках. Как именно происходит это обучение, взялись проанализировать физик Игорь Любашевский из Института общей физики РАН и его японский коллега Сигеру Канемото.

Образцом самых разных экономических и социальных взаимодействий у Любашевского и Канемото выступает детская игра «Камень, ножницы, бумага». Разбирая механизм, который позволяет спрогнозировать ходы противника на основе его прежних ходов, авторы заключают, что часто повторять один и тот же ход — самая неконструктивная идея. Противники «зави­сают» в условном равновесии, которое можно улучшить, только если радикально сменить стратегию. Вывод, уверены Любашевский с Канемото, легко перенести на многие ситуации из обыденной жизни.

Источник: Lubashevsky I., Kanemoto S. Scale-free memory model for multiagent reinforcement learning. Mean field approximation // arXiv: 0911.2406.