Два медведя на троих

25 февраля 2010, 00:00

Из фильма в фильм — тюрьма, изоляция, распад семейных связей, смерть и невозможность все это преодолеть: 60-й Берлинский международный кинофестиваль отметил собственный юбилей великой депрессией. Мировое кино реагирует на последствия мирового кризиса. Теперь уже ясно, что экономический коллапс повлек за собой кризис моральный — кризис самой природы человеческих отношений. А они, в отличие от цен на нефть и курса доллара, быстрому восстановлению не подлежат

«Мед» «Золотой медведь»

За лучший фильм Реж. Семих Капланоглу (Турция — Германия)

 pic_text1

Шестилетний мальчик ходит вместе с отцом собирать мед в чащу таинственного леса. Но однажды отец исчезает, и ребенок в одиночку отправляется на его поиски. Самый «фестивальный» фильм конкурсной программы — медленный, нарочито поэтический, из длинных статичных планов. Кино о первом столкновении со смертью и первых попытках осознать свое место в мире. Бытовые подробности сведены к минимуму, тут бал правит загадочная и невероятно красивая природа, которая всегда права, даже если не приносит счастья. Завершающая часть трилогии турка Капланоглу о зрелости, юности и детстве.

«Свищу, когда хочу»

Гран-при жюри и приз за новаторство. Реж. Флорин Сербан (Румыния — Швеция)

 pic_text2

Главного героя вот-вот должны выпустить из румынской колонии для несовершеннолетних. Но буквально за несколько дней до освобождения он поднимает бунт — из-за унижений со стороны завистливых сверстников, из-за того, что ему не дают позвонить домой, из-за того, что мать, бросившая его в детстве, так же поступает с его маленьким братом. Самый сильный фильм фестиваля, абсолютно не сентиментальный, но оставляющий ощущение кома в горле. Практически все снято в реальном времени на нескольких квадратных метрах. Кино о свободе и несокрушимой жажде жизни, которую сполна можно ощутить только в условиях абсолютной несвободы.

«Литературный негр» «Серебряный медведь»

За лучшую режиссуру. Реж. Роман Полански (Франция — Германия — Великобритания)

 pic_text3

Что Полански, находящийся под домашним арестом за секс 33-лет­ней давности, без призов в Берлине не останется, сомневаться не приходилось. Но выданная ему награда за режиссуру — не только политическое решение. В «Литературном негре», ироничном триллере про журналиста, которого нанимают написать биографию английского премьер-министра с подмоченной репутацией, 76-летний Полански доказал, что находится в прекрасной режиссерской форме и по-прежнему обладает острым умом. Чего стоит хотя бы нахальный намек на то, что современная Англия является пятьдесят первым штатом Америки, а все британское правительство давно и прочно коррумпировано ЦРУ.

«Как я провел этим летом»

«Серебряный медведь» лучшему актеру (поделен между Сергеем Пускепалисом и Григорием Добрыгиным) и лучшему оператору (Павел Костомаров). Реж. Алексей Попогребский (Россия)

 pic_text4

На заброшенной чукотской метеостанции живут двое — бывалый полярник (Пускепалис) и молодой практикант (Добрыгин). Однажды с Большой земли приходит страшное известие, и это становится причиной конфликта между героями. Современное минималистское кино о человеке в экстремальной ситуации, которая делает с ним черт знает что и заставляет совершать ужасные поступки. Никаких признаков обычного фес­тивального русского кино с его провинциальной загадочностью. Вместо этого — равнодушная природа, снятая без всякой метафизики, предельно конкретный конфликт и герои, которые, как и зрители, не знают, как поступить в предложенных обстоятельствах.

«Гусеница»

«Серебряный медведь» за лучшую женскую роль (Shinobu Terajima). Реж. Кодзи Вакамацу (Япония)

 pic_text5

Радикальное антивоенное высказывание — история японского солдата, который потерял на Второй мировой войне руки, ноги, лицо и дар речи. Правительство объявляет его «богом войны» и национальным достоянием, и это обязывает его жену, которую он раньше регулярно избивал, ухаживать за ним и удовлетворять его в постели, благо главный мужской орган героя не пострадал. Практически весь фильм состоит из жестких сексуальных сцен между привлекательной женщиной и абсолютным инвалидом — такого экстрима в кино еще не было. Снято за две недели в стилистике хоум-видео.

Фото: АРХИВЫ ПРЕСС-СЛУЖБ; Kinowelt GmbH; Кинокомпания «Коктебель»