Как убить Москву

13 мая 2010, 00:00

Мосгордума, усиленно охраняемая от москвичей ОМОНом, утвердила Генеральный план развития города до 2025 года. Противникам закона удалось внести в него минимальные правки. Но документ по-прежнему представляет собой настоящую угрозу столице и лишает ее перспектив развития и процветания. Генплан, по сути, сформулировал несколько идеальных способов убить город — «РР» насчитал их восемь

1. «Сдать» город застройщикам

Строители дорогой недвижимости — вот главные бенефициарии нового Генплана. Именно в их интересах огромные территории получили статус «зон реорганизации», где допускается новое строительство. Это в том числе 40% исторического центра Москвы. Характер взаимоотношений московских властей с инвесторами на конкретном примере раскрыл спикер Мосгордумы Владимир Платонов. Во время общественных слушаний москвичи высказались против любого строительства возле южного вестибюля метро «Университет», признанного архитектурным памятником. Но в Генплане эта территория вновь оказалась в зоне капитального строительства. На заседании Мосгордумы Платонов был искренен: «Да, были предложения здесь не строить, но после слушаний пришел инвестор и спросил: “Почему я страдаю?”… И будут новые публичные слушания, все будет по закону, честно и справедливо».

«Мэрия оставила для себя и “своих” строительных компаний массу допущений и лазеек строить там, где им нравится и хочется», — заявил на слушаниях в Общественной палате руководитель столичной архитектурной мастерской Андрей Рименков. Например, в Генплане, представленном на публичных слушаниях, не было никакого упоминания о грандиозном пятизвездочном отеле в районе Дорогомиловской заставы. А после принятия плана выяснилось, что застройщик уже готов начать работы. И таких лазеек, по словам Рименкова, в документе сотни.

Принятие Генплана показало, что московские власти за полтора века несильно изменились. В позапрошлом веке жадность градоначальников толкала их строить заводы прямо напротив Кремля. Нынешний Генплан поощряет такую же алчность.

2. Переселить два миллиона человек

К 2025 году в Москве снесут около пяти миллионов квадратных метров жилья — не только пятиэтажные хрущевки, но вполне крепкие неаварийные девяти- и двенадцатиэтажные дома. На их месте вырастут преимущественно офисные здания и высотное элитное жилье. По прогнозам, под расселение рискуют попасть порядка двух миллионов человек.

Многие москвичи из сносимых домов — те, кто живет в неприватизированных квартирах, — переедут за МКАД: для строительства социального жилья Москва уже выкупила земли у области. По словам бывшего депутата Мосгордумы Сергея Митрохина, практика, когда под предлогом сноса ветхого жилья расчищаются наиболее привлекательные для инвесторов районы, существует уже не первый год.

Кстати, то, что построят на месте пятиэтажек, может и не устоять.

— Почвы под Москвой очень слабые, — объясняет заместитель заведующего кафедрой региональной экономики и экономической географии ГУ-ВШЭ Алексей Скопин. — При изменении гидрологического режима, то есть при постройке массивных объектов, мы создаем условия для будущих техногенных катастроф — обрушений зданий, провалов дорог.

3. Лишить Москву исторической и архитектурной идентичности

Историческая застройка Москвы — важная часть ее национальной идентичности. Новый Генплан ставит под угрозу архитектурно-истори­ческие ансамбли города. В нем перечисляется много памятников архитектуры, подлежащих защите, но при этом ничего не говорится о «заявленных памятниках» — тех, чей статус все еще находится в стадии рассмотрения. Почти половина центра города, где таких зданий особенно много, попадает в зону, где строительство и снос теоретически разрешены. А границы собственно исторического центра Москвы внятно не определяются. В итоге и без того эклектичная Москва, где дворянский особняк ХIX века соседствует с хрущевкой, может превратиться в полную какофонию архитектурных стилей.

4. Обеспечить транспортный коллапс

Притом что в Москве количество машин на одного человека в два раза меньше, чем в других европейских столицах, пробок в ней гораздо больше. Потому что на дороги приходится 8,7% территории города, а в Европе — порядка 25%.

— Обычное дело: сносим пятиэтажку, строим 30-этажный монолит, а больше ничего не меняем. Зачем? — говорит Михаил Блинкин, руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства. — По идее 20–30% территории любого участка нужно отдавать под дороги, а у нас их застраивают. Потому что это доход — и инвестору, и бюджету.

Наглядным подтверждением может служить ситуация в Солнцеве, где постройка многоэтажек без расширения дорог уже привела к транспортному коллапсу.

Основные транспортные решения, которые предлагает Генплан, — строительство четвертого транспортного кольца (ЧТК) и дублеров крупных магистралей, таких как Кутузовский проспект или Дмитровское шоссе, — проблему не решат.

Строительство ЧТК вообще вызывает много вопросов. По расчетам мэрии Москвы, стоимость одного километра магистрали составит примерно девять миллиардов рублей. Столь астрономическую сумму объясняют дороговизной земли, которую придется выкупать у собственников. На этот счет даже появилась шутка: как не везет московским властям — на пути их магистралей вечно появляются дворцы.

— Оптимальное решение для Москвы давно уже найдено урбанистами: это не кольца, а хорды, то есть прямые магистрали, не задевающие центр, — уверен Михаил Блинкин. По его словам, такие хорды были предусмотрены строительными проектами 70–80-х годов. Но при нынешней власти почти все землеотводы, отданные под них, оказались застроены. И сносить эти новостройки уже никто не будет.

5. Лишить Москву воздуха

«Москве не хватает воздуха, нечем дышать!» — возмущался Юрий Лужков в августе 2001 года и пообещал все исправить… быстрее построив Третье транспортное кольцо. Ничего удивительного, ведь он выступал на вечере, посвященном Дню строителя.

За девять лет дышать легче не стало. А новый Генплан переводит в зоны потенциальной застройки части территорий парков Покровское-Стрешнево и Москворецкий, Кузьминского лесопарка и Ботанического сада. На территории Москворецкого парка построят станцию метро, Измайловского — линии скоростного трамвая. А одноквартирная жилая застройка — коттеджи — разрешена практически на всех особо охраняемых природных территориях.

По Генплану площадь природных и озелененных территорий в Москве должна составлять «не менее 30% территории». Гринпис отмечает, что в благополучных в экологическом отношении европейских городах эта цифра составляет как минимум 40–50%.

6. Лишить Москву туристов

Туризм — одна из важных статей дохода как для московской мэрии, так и для городского бизнеса. В Генплане есть глава о развитии туристической индустрии: тут и строительство гостиниц, и новые маршруты, и даже велосипедные дорожки по всему городу. Впрочем, мэрия обещает мос­квичам эти самые дорожки уже много лет.

Но за общими фразами скрывается полное отсутствие реальной программы по развитию туризма. Чтобы туризм стал массовым, Москве нужны гостиницы, и прежде всего доступные для путешественников среднего достатка, например пансионы с качественным сервисом типа bad&breakfast, которые есть во всех европейских столицах, студенческие общежития. В Москве же пока строятся в основном 4–5-звезд­ные отели, а средний бизнес в эту сферу услуг проникнуть не может.

Хотя, когда центр города окончательно перестроят и смотреть, кроме Красной площади, там будет не на что, нужда в гостиницах среднего уровня отпадет сама собой.

7. Лишить Москву перспективы

Так уж сложилось, что Москва — город колец и лучей. От центра к окраинам идут длинные и относительно прямые улицы. Поэтому вопрос открывающегося вида, перспективы и архитектурной доминанты того или иного проспекта становится особенно важным.

К примеру, в Париже главная перспектива города — линия, идущая от Лувра через Елисейские поля к району небоскребов Дефанс. При этом из центра города эти недавно выстроенные небоскребы видны только на линии горизонта, и вид они не портят: французы учли неудачный опыт башни Монпарнас, которая своим стеклом и бетоном нарушила гармонию исторической застройки в центре.

В московском же Генплане с гордостью говорится о «Новом кольце Москвы»: на основных радиальных магистралях будет построено 60 высотных зданий. Причем некоторые из них будут размещаться в районе Третьего транспортного кольца, то есть совсем близко от центра. И если центр города действительно окружат частоколом из этих бетонных «драконьих зубов», никакой перспективы вообще не останется.

8. Лишить москвичей права голоса

Собственно, обсуждение и принятие Генплана показало, что москвичей его уже лишили. Пуб­личные слушания были, по сути, срежиссированной формальностью, документы, представленные для обсуждения, оказались сотнями страниц картографического материала, непонятного рядовому горожанину, а процедура внесения поправок и предложений — намеренно запутанной. Под сомнение было поставлено даже право обсуждать общественно значимые проекты Общественной палатой: председатель Мосгордумы Владимир Платонов и главный архитектор Москвы Александр Кузьмин демонстративно покинули обсуждение Генплана в ОП.

В сухом остатке: мэра москвичи уже давно не выбирают, над результатами выборов в Мосгордуму по большей части смеются, а оцепивший ее в день принятия Генплана ОМОН продемонстрировал, как там реаги­руют на отношение москвичей к документам, определяющим развитие их города.

Фото: Итар-Тасс (5); Photoxpress (2) ; Дмитрий Лекай/Коммерсант