Добро с кулаками и автоматами

10 июня 2010, 00:00

За попыткой прорыва в сектор Газа гуманитарной «флотилии мира» стоит турецкий благотворительный фонд IHH, известный своей поддержкой чеченских боевиков, «Аль-Каиды» и других радикальных исламистских группировок. Скандальные подробности расследования трагедии в Средиземном море подтверждают тенденцию последних лет, когда государственная политика делается руками неправительственных организаций

Лидеры движения Free Gaza шесть раз за последние два года пытались прорвать морскую блокаду. И каждый раз их корабли бескровно останавливали израильские военные. Все изменилось 31 мая. Девять погибших, десятки раненых — результат столкновения израильского спецназа с волонтерами, находившимися на борту одного из кораблей «флотилии мира».

Эта экспедиция отличалась от предыдущих участием турецкой неправительственной организации «Фонд защиты прав и свобод человека» (IHH). Фонд помогал с набором волонтеров, купил для «флотилии» три судна, в том числе одно за $800 тысяч.

IHH, созданный в 1992 году молодежным отделением турецкой исламистской партии «Рефах», начал с помощи мусульманам Боснии во время войны в Юго­славии. С тех пор фонд не раз упоминался в связи с помощью исламским боевикам в той или иной стране. В 2006 году в докладе Датского института международных исследований (DIIS) отмечалось, что IHH был уличен в намерении оказать вооруженную поддержку участникам военных действий в Афганистане, Боснии и Чечне. В 1997 году в офисах фонда в ходе обысков нашли соответствующие документы, оружие, взрывчатку и флаг джихада. Расследование турецких властей показало, что «лидеры IHH покупали автоматическое оружие у одиннадцати региональных исламских группировок».

В конце 90-х судья Жан-Луи Брюгьер, вице-президент французского Трибунала по особо важным делам, опубликовал отчет, откуда следовало, что президент IHH Бюлент Йилдирим «принимал на работу в организацию отставных солдат в ожидании близкой священной войны (джихада). Некоторые из них посылались в районы боевых действий в мусульманских странах, чтобы приобрести боевой опыт». Позже тот же Жан-Луи Брюгьер заявил, что IHH часто «служила прикрытием для снабжения моджахедов в разных странах поддельными документами и другими средст­вами нелегального проникновения в страны. Еще одна их функция — нелегальная торговля оружием».

Фонд известен и поддержкой чеченских сепаратистов. У IHH были тесные связи с окружением Шамиля Басаева и Доку Умарова, в частности через исламскую благотворительную организацию Benevolence International Foundation (BIF). Ее счета в США были заморожены ФБР, которое считало, что BIF финансирует исламистов по всему миру, в том числе и в Чечне.

Расследования деятельности IHH прежними светскими влас­тями Турции были свернуты правительством Реджепа Эрдогана. Организации вроде IHH могут быть очень полезным инструментом внешней политики: они не связаны необходимостью соблюдения межгосударственных соглашений и конвенций, они — субъект прямого действия.

Еще в апреле глава IHH заявил, что акция «флотилии мира» станет «экзаменом для Израиля», и если Тель-Авив помешает прибытию «флотилии» в Газу, это будет воспринято как «объявление войны» странам, чьи представители находятся на судах.

Израиль «экзамен» не прошел, что дало повод для резкого ухудшения турецко-израильских отношений. Сообщается о планах организации новой «флотилии мира». Иранский Корпус стражей исламской революции объявил о готовности сопровождать эти грузы, если добро даст аятолла Хаменеи. IHH перевел конфликт вокруг Газы на другой уровень. Теперь это уже не дело нескольких гуманитарных организаций. В ночь с 5 на 6 июня израильские военные без стрельбы и жертв остановили на пути туда ирландское судно «Рейчал Кори». Возможно, это последняя мирная попытка прорыва блокады. Дальше добро будет бороться со злом под прикрытием турецких и иранских ВМС.

У неправительственных организаций, участвовавших в рейде «флотилии мира», оказались мощные мобилизационные возможности. Практически на следующий день после инцидента в Турции были организованы многолюдные антиизраильские митинги. Они прошли и во многих арабских странах, и даже в США и Европе. Удары по репутации Израиля нанесли и СМИ. И не только арабская «Аль-Джазира», но и американская CNN, и ведущие европейские телеканалы.

И каждый активный игрок в этой медийной кампании против Израиля преследует далеко не гуманитарные цели. Турция, отвергнутая Европой и пребывающая в геополитическом одиночестве, борется за влияние на Ближнем Востоке. США осуществляют новую стратегию по отношению к исламскому миру и желают принудить Израиль к переговорам. Европа, верный союзник США в регионе, находится под сильным влиянием мусульманских диаспор.

Но и Израиль отнюдь не невинная жертва. Его коммандос напали на «флотилию» в нейтральных водах, нарушили международное право и действовали не пропорционально угрозе. Тель-Авив повелся на провокацию, в которой впервые после ввода советских войск в Афганистан интересы западных стран совпали с интересами исламистов.