Диплом на душу населения

Тренды
Москва, 24.06.2010
«Русский репортер» №24 (152)
Школьники сдали все ЕГЭ и теперь активно рассылают результаты по вузам — лишь бы куда-нибудь поступить. Сегодня не получить высшего образования для российской молодежи означает расписаться в своей несостоятельности

— И в России, и в мире растет доля людей с высшим образованием, — говорит Анна Лукьянова, доцент кафедры экономики труда и народонаселения ГУ-ВШЭ. — Люди стали учиться дольше. По-моему, за последние 10–15 лет сроки обучения выросли в среднем на год.

Почему так важно, сколько лет ты отучился?

Длительность образования — показатель объема человеческого капитала: чем больше человек учится, тем больше он получает знаний и практик и тем больше он мотивирован к дальнейшему применению этих знаний.

А растет ли при этом качество образования?

В отличие от продолжительности, качество сложно измерить. Сейчас нет международных тестов, определяющих качество знаний выпускников вузов. По крайней мере Россия в них не участвует. Но такие тесты есть для школьников, и Россия, хочу сказать, по их результатам далека от лидеров — во втором-третьем десятке.

Может, мы мало учимся?

Россия входит в первую десятку стран по этому показателю. А по доле людей, окончивших вуз, мы абсолютные лидеры. Что удивительно, ведь Россия — страна не с самым высоким уровнем доходов. Например, по доле ВВП на душу населения мы отстаем от Испании, а там больше половины жителей не имеет даже среднего образования. А, как правило, чем выше уровень развития страны, тем больше срок обучения ее граждан.

Почему же мы стали исключением из этого правила?

Здесь большую роль играет советское наследие: у нас сложилась особая ментальность, когда высшее образование является для молодых людей нормой. Сейчас и другие страны, например США, стараются прививать молодежи сознание социальной ценности высшего образования.

У партнеров

    «Русский репортер»
    №24 (152) 24 июня 2010
    Коррупция в вузах
    Содержание:
    Ловушка Минобраза

    От редакции

    Фотография
    От редактора
    Вехи
    Путешествие
    Реклама