Фильмы

2 февраля 2012, 00:00
Иллюстрация: Эксперт Online

Фауст

Александр Сокуров

Мнение

Урок анатомии

«Фауст», который выходит сейчас в прокат, — один из самых странных фильмов Александра Сокурова.

Формально это четвертая, завершающая часть его тетралогии о тиранах, но от «Молоха», «Тельца» и «Солнца» «Фауст» отличается довольно радикально. То были прозрачные и минималистские фильмы о властителях, отражавшихся в них, словно в идеальных зеркалах, — без всяких помех, прикрас и иллюзий. «Фауст» же — кино совсем другого замеса.

Это уже чистое зазеркалье — мир искажений, алхимических превращений, обманок. Можно даже сказать, избыточных образов, за которыми элементарно не поспеваешь, особенно во время первого просмотра, и которые все время наезжают друг на друга в тесном, густонаселенном пространстве фильма, похожем по плотности на стихотворную строфу (тут, надо сказать, режиссер в буквальном смысле приблизился к поэме Гете).

Больше всего «Фауст» напоминает прекрасную, но клаустрофобическую альпийскую пещеру, в которой тебя запирают на два с половиной часа экранного времени. Не самый легкий и в каком-то смысле болезненный опыт: на выходе из зала испытываешь чувство счастливого освобождения.

Это, кажется, еще и один из самых разговорных фильмов обычно немногословного Сокурова. Если раньше у него слова преимущественно произносили сквозь зубы и бормотали, то в «Фаусте» четко артикулированная  чрезмерная речь героев становится какой-то физиологической характеристикой.

Сокуров вообще мастер тактильного, физиологического, даже анатомического кино (одна из первых больших сцен «Фауста» — патологоанатомическое вскрытие, безуспешная попытка обнаружить в мертвом теле душу). Парадокс в том, что в утонченном и поэтическом «Фаусте» эта материальность достигает предела и обрушивается на зрителя со всей мощью, не оставляя ему выбора: человек — лишь слабое грузное тело, физическая оболочка, которая элементарно не выдерживает даже собственного веса и уж никак не способна выдержать всю тяжесть мира.

Евгений Гусятинский, кинообозреватель «РР»

7 дней и ночей с Мэрилин

Монро

Саймон Кертис Мэрилин Монро уже в зените славы впервые приезжает в Лондон на съемки фильма «Принц и танцовщица». Ее парт­нер по фильму — не менее знаменитый Лоуренс Оливье, который не в восторге от требований и актерской лени голливудской супер­звезды и «самой известной женщины планеты». Свидетелем их непростых отношений оказывается помощник Оливье — юный и неопытный Колин Кларк, в которого Мэрилин очень скоро влюбляется… Глянцевая мелодрама о Мэрилин Монро, которую играет натуральная блондинка Мишель Уильямс, получившая за эту роль «Золотой глобус».

Марта, Марси, Мэй, Марлен

Шон Даркин

Сбежав из секты, Марта (Элизабет Олсен) пытается восстановиться и вернуться к нормальной жизни. Она убеждена, что члены секты ее преследуют. Мучительные воспоминания, не дающие ей покоя, перерастают в паранойю, и граница между реальностью и фантазиями постепенно размывается. Независимый американский триллер о тотальном кризисе идентичности. Место действия — жутковатые американские леса, где обретаются те, кого в США называют «белой швалью» (white trash).

Мы. Верим в любовь

Мадонна

Невезучая в любви жительница Манхэттена погружается в прошлое и исследует знаменитый роман между британским королем Эдвардом VIII и разведенной американкой Уоллис Симпсон — женщиной, ради которой он отказался от престола. Полнометражный дебют Мадонны — это фактически автобиографическое кино о девушке, которая никогда не боялась идти против течения и всегда делала то, что хотела, даже если результат не был блестящим. Так и здесь: Мадонна не скрывает и не стесняется, что снимает большое кино в первый раз, то есть like a virgin.

На грани

Асгер Лет

Бывший коп, обвиняемый в преступлении, которого он не совершал, хочет покончить с собой, спрыгнув с нью-йоркского небоскреба. Внизу самоубийцу встречает толпа, состоящая из других копов, психотерапевтов, журналистов и обычных зевак. А в это время в доме по сосед­ству кто-то совершает очередное ограб­ление века — похищает бриллианты на рекордную сумму. Нескучный триллер про важность отвлекающих маневров, которые, впрочем, могут привести к непредсказуемым последствиям.