Повстанцы захватили Думу

2 февраля 2012, 00:00

Россия блокирует принятие Советом безопасности ООН резолюции по Сирии, в которой содержится требование отставки президента Башара Асада. Тем временем повстанцы захватили находящийся неподалеку от Дамаска город Дума, бои идут в пригородах сирийской столицы. Все реальнее становится перспектива военной интервенции, с тем чтобы заставить Асада отдать власть. Но есть и другие сценарии

Фото: Reuters
Между протестующими и сирийскими силами безопасности все чаще происходят настоящие вооруженные боестолкновения

Сценарий № 1. Зачистка

Всем в Сирии памятна судьба города Хама. В феврале 1982 года отец нынешнего сирийского лидера Хафез Асад в ответ на убийства военных и членов их семей «Братьями-мусульманами» направил в Хаму бомбардиров­щики, артиллерию и бронетехнику. Он не побоялся использовать даже химическое оружие и в итоге захватил город. Тогда, по разным оценкам, погибли от 20 до 40 тысяч человек, но мятеж был подавлен. Чтобы повторить «резню в Хаме» — а этот город и сегодня является одним из повстанческих центров, — у Башара Асада есть все технические возможности. Однако применить насилие в тех же масштабах, что и его отец, сирийскому президенту мешает кардинальным образом изменившийся с тех пор расклад сил на мировой арене.

Тогда Сирия находилась под прямым протекторатом СССР, а любые гуманитарные претензии со стороны США, совсем недавно применявших напалм во Вьетнаме, вызывали лишь усмешку. Сегодня Башар Асад вынужден действовать очень осторожно: никакой авиации и отравляющих газов. Без них быстро расправиться с повстанцами и провести зачистку мятежных городов затруднительно, но любой неосторожный шаг может быть использован — это мир совсем недавно видел на примере полковника Каддафи — как повод для скрытой или даже открытой интервенции.

Сценарий № 2. Интервенция

«В сложившейся ситуации для прекращения убийств некоторое количество военных подразделений должно прийти для остановки кровопролития», — заявил в эфире телеканала CBS News эмир Катара Хамад бин Халифа аль-Тани. Тем самым он прямо обосновал необходимость вооруженного вмешательства в сирийский конфликт. Показательно, что это заявление сделал не представитель США или НАТО, а глава одного из консервативных монархических домов Аравийского полуострова.

— Дело в том, что зачищают пространство именно саудиты и их союзники, — объясняет «РР» президент Института Ближнего Востока Евгений Сатановский. — Они противостоят авторитарным светским режимам арабского мира. Раньше они были фигурами в американских геополитических играх, а теперь претендуют на самостоятельную роль.

Пока международную интервенцию останавливает позиция России. Кремль озабочен не только неизбежным нарушением гуманитарных норм. Силовая смена власти в Сирии отразится на российских поставках оружия в эту страну. Последние десять лет продажи в Сирию составляли около 10% общего объема российского оружейного экспорта. Только на днях страны заключили новый контракт на поставку в Сирию 36 учебных самолетов Як-130. Неудивительно, что Россия блокирует принятие резолюции Совбеза ООН, проект которой предусматривает жесткие санкции, в том числе и запрет на поставки оружия, если Башар Асад не отдаст власть.

Впрочем, альтернативой интервенции может быть попытка сбросить режим Асада руками самой оппозиции. На днях The Times сообщила, что сирийская оппозиция добилась от Катара и Саудовской Аравии обещания серьезного финансирования. Это позволит повстанцам начать полномасштабную войну против режима Асада.

Сценарий № 3. Компромисс

Башар Асад постоянно призывает к диалогу и идет на уступки, хотя, когда волнения только начинались, он, врач по образованию, сравнил протестующих с микробами, от которых нужно «вылечить страну».

Президент анонсировал политическую реформу, пообещал провести свободные парламентские выборы, объявил всеобщую амнистию участников массовых волнений. Однако выполнить главное требование протестующих — уйти в отставку — Асад не хочет.

С другой стороны, после начала протестов президент продер­жался у власти значительно дольше, чем предполагали многие наблюдатели: например, израильский министр обороны Эхуд Барак прогнозировал его уход в августе-сентябре прошлого года. И если Асад будет держаться и дальше, то оппозиции, возможно, придется прислушаться к его предложениям.