Самая умная ночь в году

Тренды
Москва, 28.06.2012
«Русский репортер» №25 (254)
По вечерам в выходные дни немцы обычно ходят в театр, пивную, кафе или просто сидят в парке и кормят уток. Однако в одну из летних суббот в Германии проходит «Длинная ночь науки», превращающая страну в огромный храм знаний. Немцы обсуждают новые разработки и их применение, роль науки в современном мире и ее финансирование. Такая креативная форма популяризации знаний существует здесь уже давно: ученые всеми доступными средствами сражаются за умы и души налогоплательщиков. Посмотреть, что прячут немецкие исследователи за дверями лабораторий и лекториев, отправился журналист «РР»

Фото: Peter Himsel/Campus Berlin-Buch;Bernd Wannenmacher

«Длинная ночь науки» проходит во всех немецких городах с мощными исследовательскими центрами и университетами. Проект хорошо финансируется государством и научными фондами. Тем не менее входной билет стоит до 15 евро — примерно столько же, сколько и в театр. Но это не ослабляет желание немцев приобщиться к научной жизни.

В эту ночь Берлин покрывается новой сетью маршрутов. Мини-автобусы, похожие на российские маршрутки, перевозят посетителей из одного университета в другой: исследовательские центры разбросаны по всему городу.

— Крупные научные открытия делаются ежегодно, и о них надо рассказывать. С одной стороны, люди должны знать, на что идут налоги, а с другой — ученые таким образом учатся говорить о своих исследованиях с публикой без специального образования, — рассказы­вает координатор проекта Виланд Вайсс. — Ну что же это такое, здесь нельзя парковаться! Проедьте чуть вперед, там остановка!

Виланд срывается и бежит к одной из машин, развозящих посетителей. Вернувшись, с виноватой улыбкой продолжает:

— Извините, работа. Приходится всех контролировать, даже водителей. Мы стараемся предусмотреть для наших посетителей все, в том числе и транспорт.

Здания факультетов информатики и математики расположены чуть поодаль от есте­ственно-научных и гуманитарных. Здесь студенты не только учатся, но и проводят исследования. И еще конструируют роботов. Уже поздний вечер, но улица заполнена темными фигурами, выхватываемыми фарами машин. MadeInGermany, — написано на двух легковушках. Рядом толпятся с десяток мальчишек и пара-тройка взрослых. Молодой ученый открывает багажник и начинает объяснять устройство чудо-машины.

Беспилотный автомобиль MadeInGermany — проект исследовательской группы Свободного университета Берлина. В его лаборатории AutoNOMOS был сконструирован первый в мире автомобиль-робот, способный передвигаться по городу вообще без участия человека.

Рядом стоит руководитель проекта Рауль Рохас, занимающийся исследованием искусственного интеллекта.

— Наука делается не только в университетах, но и в компаниях, по крайней мере таких крупных, как БМВ или «Фольксваген». Немецкая продукция распространяется по всему миру, конкуренция очень серьезная, поэтому для Германии так важны инновации. Без ученых многого бы не удалось достичь. Их вклад ценится и государством, и обществом.

— Что же, у немецких ученых совсем нет проблем?

— Ну что вы! Исследования, конечно, продолжают вестись, финансирование есть, но сейчас кризис, и приходится экономить. Мы уже не можем в таких объемах, как раньше, получать качественные результаты.

— И это все?

— Конечно нет! Есть еще одна большая проб­лема. Немецкие студенты поздно приходят в науку. В Германии вообще есть традиция получать образование долго, в отличие, например, от Испании, где я раньше работал. И это в какой-то мере тормозит исследовательский процесс.

Второй проект Рауля Рохаса — роботы-футбо­листы. Вот уже шесть лет подряд они выигрывают чемпионат мира по футболу среди роботов RoboCup.

— А это наш новый робот Грейс, — студент-физик обращается к зрителям, сидящим вокруг небольшого футбольного поля. Два робота ростом чуть выше колена самостоятельно поднимаются на ноги под бурный «хо-о-ой!» немецких детей. Грейс бежит к розовому мячу и начинает его пинать, но почему-то не в ворота соперника, а в противоположную сторону.

— Грейс — модель новая, недоработанная. Пока он умеет забивать голы только в свои ворота, — улыбается студент. Робот падает, студент хватает его за «шкирку» и уносит с поля: нужно поменять аккумулятор. Физики приглашают зрителей на футбольный матч, который состоится через час. Когда роботы хорошенько подзарядятся.

 rep_254_061.jpg

Одна из сильнейших научных школ в Германии — археологическая. Почти каждый немецкий школьник знает, что раскопки Трои финансировал и возглавлял их соотечественник, археолог-любитель Генрих Шлиман. В Свободном университете Берлина есть научно-исследовательский центр Topoi, занимающийся изучением Древнего мира. Его выставка развернута в отдельном здании университета, больше похожем на жилой дом. На входе можно попробовать «древнегреческие» хлеб и острые чесночные приправы. Внутри — экскурсии по миниатюрным копиям древних среднеазиатских жилищ, лекции ученых.

— Многие думают, что археология — сплошные приключения. Это, конечно, невероятно интересная наука, но и в ней много рутины и сложной исследовательской работы. Например, мы находим не целые объекты — посуду, украшения, — а их части. И по ним уже реконструируем предметы. Мы стараемся объяснить, что археология шире, чем поиск и раскопки древних культур, — подобные стереотипы формируют телепрограммы, — молоденькая сотрудница университета Доротея Кесселер не перестает улыбаться. — Перед вами я рассказывала о работе нашей исследовательской группы одному мужчине. Он был крайне удивлен, что найденные объекты ученые не могут взять домой.

— Мама, мама, здесь настоящая гробница! — перекрывает общий гул высокий девчачий голос. Его обладательница подбегает к «гробнице» — нарисованной на полу картинке — и начинает радостно прыгать.

Ребенку на выставке есть чем заняться, от надувания мыльных пузырей до сочинения стихов о нелегкой исследовательской доле. В соседней комнате за длинным столом дети, высунув языки, макают кисточки в гуашь. Перед ними картинки древней посуды — нарисовать похожую оказывается не так-то просто. Собственно, в этом и заключается одна из задач «научной ночи» — показать и увлекательность науки, и ее сложность. 

У партнеров

    Реклама