«Идеальный университет — это демократичная система управления, открытая площадка для исследований и сильный преподавательский состав. В идеале это мозговой центр города».
Олеся Меркулова, Южный федеральный университет
«Что такое идеальный университет, не может ответить никто. Например, в Германии, где я сейчас прохожу стажировку, есть система ранжирования вузов, которую предлагают ведущие СМИ. Оценивается каждый факультет. И студент знает, что за физикой он поедет, например, в Берлин, а за журналистикой — в Гамбург.
Что касается моего Новосибирского государственного университета, то он стандартно занимает четвертое-пятое места в российских рейтингах. Лично я могла бы поставить его на уровень выше. При оценке наших вузов учитывается такой фактор, как профессорский состав, работающий непосредственно в университете, а также общее количество студентов.
Во-первых, у НГУ и Сибирского отделения РАН исторически сильная связь: именитые ученые работают совместителями, то есть они не “прикреплены” непосредственно к университету. Это позволяет студентам общаться с работающими учеными, самим работать в институтах СО РАН. Во-вторых, небольшой университет — это вовсе не минус. Если сделать собственную квалификацию университета, то НГУ по ней будет почти идеальным университетом».
Юлия Огородникова, Новосибирский государственный университет
«Для меня Высшая школа экономики — наиболее приближенный к идеальному российский вуз. Это вуз со своей системой ценностей, с уважением к студентам (к нам на факультете с первого курса обращались «коллеги»), но очень требовательный, не делающий поблажек даже для отличников (у нас на дипломе даже мучают). То есть либеральный в правильном смысле этого слова. Ориентироваться надо на Гарвард, Массачусетский технологический институт и прочие вузы, перенимать некий опыт.
Еще мне кажется, у идеального вуза должно быть свое пространство, кампус. И это пространство не должно быть задроченной общагой, а полноценным городком, где пересекается множество специальностей. В этом, кстати, успех Массачусетского технологического института. Если создать обстановку, мозги сами подстроятся под нужную гениальность, воспитают ее. Наука выйдет из возможности сидеть под яблонями и получать яблоками по голове».
Иван Чернопятко, НИУ «Высшая школа экономики»
«В идеальном университете у студента должна развиться способность много и продуктивно работать. Также студент должен научиться коммуницировать. При этом коммуникация должна быть как горизонтальной, так и вертикальной.
Учебные программы должны быть как можно более гибкими. Известен научный тренд на междисциплинарность знания, ведь если человек, например, хочет заниматься машинным переводом, он кроме языкознания и знания иностранного языка должен хорошо разбираться в информационных технологиях.
Большая гибкость должна проявляться и в управлении университетом. Необходимость сбора и заполнения огромного количества бумажек и прохождения разного рода формальных процедур не должна мешать процессу обучения и создания научного знания ни студенту, ни преподавателю.
Ну и, конечно, научная деятельность очень важна. У студента должна быть возможность заниматься наукой, если такое желание есть. Ну и достойная оплата, если он захочет продолжать заниматься наукой. Это, кстати, должно быть престижно в идеальном университете.
Я свой университет оцениваю на 4 балла по 5-балльной шкале. У меня были отличные преподаватели, которые дали мне знание, научили его получать и фактически предоставили место работы. Однако все, что “выше” факультета, — это жутко забюрократизированное и неповоротливое существо».
Виктория Ханова, Южный федеральный университет
«Идеальный университет, на мой взгляд, — это предоставление академической свободы. Начиная от выбора преподавателя, заканчивая возможностью выхода за дисциплинарные рамки. В идеале мне видится университет, который предлагает набор основных курсов по специальности, не носящих при этом обязательного характера.
Идеальным ЮФУ назвать тяжело. Моим воздухом здесь является программа МИГО — междисциплинарного индивидуального гуманитарного образования. Это дополнительная нагрузка, но зато я могу заниматься действительно интересными для меня вещами».
Екатерина Головатова, Южный федеральный университет
«Университет должен давать студенту максимальную свободу выбора. Какие курсы изучать, а какие нет, в какой последовательности, у какого преподавателя, ходить на лекции или выучить все дома по книжке. Какие-то ограничения необходимы, ладно: минимальный набор обязательных курсов, госы одни для всех, курсовые, диплом. А все остальное решает сам студент. Если он видит в списке курсов “Информационная эвристика”, он не ждет в недоумении и смирении, а гуглит, спрашивает преподов и старшекурсников, выясняет, что это за курс и для чего он, решает, нужен ли он конкретно ему, а если да, то в этом семестре или позже. Единственное, что еще нужно при такой свободе, — немного суровости к студентам и преподам. Чтобы в университете могли оставаться только те, кто занят делом».
Полина Лосева, РГГУ
«Лично для меня идеальность состоит в честности и адекватности. То есть прозрачность требований (и их наличие!!!), хорошая система оповещения (вот я до сих пор не совсем понимаю, как пользоваться сайтом УрФУ), взаимное уважение студентов и преподавателей (насколько это возможно), равноправие структурных единиц (мне не нравится чувствовать себя ущемленной). Ну и, понятно, качество и уровень знаний должны соответствовать званию “университет”.
Я очень хочу любить свой университет, но такое чувство, что он систематически выбивал из меня эту любовь. Уж слишком много там лжи, притворства и пофигизма. Я считаю, что у меня есть право это говорить. Потому что я хорошая студентка. А то, в чем я участвовала в университете, зачастую было просто похоже на фарс».
Анна Шерстнева, Уральский федеральный университет