Причины
Законопроект, внесенный Владимиром Путиным, — это выполнение обещания, данного в одной из его предвыборных статей, «пойти на ужесточение правил регистрации и санкций за их нарушение».
По данным ФМС, только в 2011 году «зафиксировано более 6400 адресов, в которых зарегистрировано почти 300 тыс. граждан». Например, в конце прошлого года в Красноярском крае в ходе спецоперации «Резиновые дома» ФМС обнаружила небольшой полуразвалившийся и полусгнивший частный дом, где жильцами числились… больше 1200 человек. Чуть ранее столичная прокуратура выяснила, что в одной из двушек в Бибиреве помимо семьи собственника-коммерсанта зарегистрированы 333 трудовых мигранта из Средней Азии. А рекорд пока принадлежит Краснодарскому краю, где в загородном доме «проживали» 80 тыс. человек.
Санкции
Законопроект предлагает внести новую статью в Уголовный кодекс. Согласно ей фиктивная регистрация по месту пребывания или месту жительства россиянина или иностранца, а также фиктивная постановка на учет иностранца будет наказываться штрафом от 100 тыс. до 500 тыс. рублей, а в некоторых случаях — принудительными работами или лишением свободы на срок до трех лет.
Интересно, что при этом закон никак не ограничивает число людей, которые могут быть зарегистрированы в квартире. То есть теоретически, если у вас прописаны 50 человек, но вы докажете, что все они — ваши родственники, друзья, зарегистрированы законно и действительно живут в квартире, санкции к вам никто не применит. А вот если выяснится, что этих людей ни вы, ни ваши соседи в глаза никогда не видели, тогда уголовное дело возбудят.
Кроме того, увеличиваются штрафы за проживание без регистрации. Они составят от 2 до 3 тыс. рублей для самих нелегалов, от 2 до 5 тыс. для собственников квартир, если это физические лица, и от 250 до 750 тыс. для юридических лиц. В Москве и Санкт-Петербурге все эти штрафы будут чуть выше: соответственно 3–5 тыс., 5–7 тыс. и 300–800 тыс. рублей.
Реалистичность исполнения
Под фиктивной регистрацией проект закона предлагает понимать регистрацию «на основании предоставления заведомо ложных сведений или документов». Кроме того, под это определение подпадают и случаи регистрации по настоящим документам, но «без намерения проживать» и «без намерения предоставить жилье». Такого рода формулировки существуют в законодательстве и сейчас, но не в уголовном праве.
Тут у любого практикующего юриста возникает вопрос: как в каждом конкретном случае доказать это намерение или его отсутствие? К тому же человек мог сначала действительно намереваться проживать, а потом по той или иной причине передумать.
В любом случае очевидно, что закон будет работать не только против нелегальных мигрантов, гастарбайтеров, но и против самых обычных арендаторов и арендодателей, которые не оформляют свои отношения через регистрацию.
А еще он станет потенциальной угрозой для законопослушных граждан во вполне обыденных жизненных ситуациях. Так, по данным фонда «Миграция XXI век», больше 25% москвичей живут не по адресу своей регистрации. Например, снимают квартиру, а зарегистрированы у родственников. По новому закону это наказуемо. Хотя глава ФМС Константин Ромодановский на днях заявил, что закон не коснется собственников жилья, которые живут не по месту прописки: «Я хочу еще раз заверить, что это не касается граждан, кто имеет квартиру по одному адресу, а проживает по другому… Мы не будем за ними ни гоняться, ни выявлять — пусть живут спокойно».