Ловля на коллекционера

Анна Лебедева
31 января 2013, 00:00

Полумиллионный штраф наложил суд на ростовского чиновника Ивана Бойченко, который за взятку хотел продать памятник — уникальный танк времен Великой Отечественной. На суде, однако, выяснилось, что танк вовсе не и не памятник даже, да и взятка не настоящая, а всю операцию разыграла милиция, чтобы сместить руководство района. За деревенским политическим детективом следила корреспондент «РР»

Фото: Анна Лебедева
Раздербаненный детишками танк стал главным фигурантом провинциального политического детектива

В теплый осенний денек 2011 года, когда брали «танкистов» — так местные жители прозвали своих начальников, причастных к этому уголовному делу, — в маленький городок Белая Калитва Ростовской области слетелись съемочные группы федеральных телеканалов. Как же, сенсация! Чиновники уже торгуют памятниками воинской славы!

Следователи тогда говорили: заместитель главы администрации Белокалитвинского района Иван Бойченко пытался за взятку в 4,5 миллиона продать коллекционеру танк, местный памятник воинской славы.

А вот морозным январским утром на вынесении приговора в Белокалитвинском райсуде присутствовали только подсудимый, его адвокат, прокурор, представитель потерпевшего и корреспондент «РР». Почему процесс «засекретили», забыв сообщить о его начале журналистам, стало ясно, как только было зачитано обвинительное заключение.

Как оказалось, танк-то вовсе не памятник, тем более воинской славы. Он послевоенного выпуска, в Белую Калитву прибыл из «учебки», где молодые солдаты должны были учиться на списанной машине сначала резать, а потом ремонтировать броню. Но по просьбе тогдашнего руководства района два «наглядных пособия» перегнали в Белую Калитву. Один танк установили в селе Ильинка на территории воинского мемориала, и он действительно стал памятником. А второй даже не поставили на учет как муниципальное имущество, и он оказался попросту бесхозным. Так и стоит на круче над Северным Донцом на голой земле без всякого постамента.

Теперь-то это, конечно, тоже памятник, к тому же прославившийся на всю Россию. Вопрос только, памятник чему?

Дело слушалось особым порядком, который, впрочем, давно уже перестал быть особым. Больше половины уголовных дел у нас в последние годы именно так и рассматривается — обвиняемый заранее признает свою вину и получает за это поблажки: назначенное ему наказание не может превышать 2/3 от максимального. При этом суд не приглашает свидетелей и экспертов, не исследует доказательства, так что никакие ненужные обвинителю и обвиняемому обстоятельства, детали и подробности на таком процессе всплыть не могут. Но на этот раз всплыли.

Надо сказать, что самая загадочная фигура во всей этой истории — потерпевший. Из обвинительного заключения следует, что Хахладжев Г.К., коллекционер военной техники, пришел однажды к Ивану Бойченко и «сообщил о своем желании приобрести в собственность танк, установленный на ул. Машиностроителей, для его реставрации и дальнейшей перепродажи по более высокой цене, пояснив, что это танк модели Т-44, выпускавшийся в годы Великой Отечественной войны ограниченной партией и поэтому имеющий высокую историческую и коллекционною стоимость».

Бойченко навел справки и выяснил, что танк вовсе не Т-44, а ИС-3, выпускавшийся уже после войны и массовыми партиями. И никакой исторической ценности он не имеет. Особенно после того, как столько лет простоял возле сельского ПТУ и его подчистую раздербанили мальчишки.

Но Бойченко «глупого» коллекционера решил не разочаровывать. Придумал план, как «и невинность соблюсти, и капитал приобрести». Он предложил Хахладжеву заключить с администрацией района договор на реставрацию танка, забрать машину, а потом купить за свой счет и привезти в Белую Калитву другой танк — обычный Т-34. Народ подмены «уникального танка» не заметит. Свои услуги и молчание о том, что «отреставрированный» танк не настоящий, Бойченко оценил в 4,5 млн рублей.

Наивный покупатель согласился и в назначенный час привез в Белую Калитву 4,5 млн рублей. Бойченко сел к нему в машину и попросил подписать договор, на котором уже стояли печать и подпись главы Белокалитвинского района Александра Овчарова. Как сказано в обвинительном заключении, «Бойченко И.А. после получения денег в машине Хахладжева Г.К. был задержан на месте преступления в рамках оперативно-розыскного мероприятия “оперативный эксперимент”, проводимого сотрудниками ГУ МВД РФ по Ростовской области».

Местное сарафанное радио тут же разнесло по хуторам и станицам, что «покупатель» танка — сам сотрудник полиции, а целью операции был арест не Бойченко, а самого Овчарова. Заместитель якобы должен был передать деньги главе района, и их обоих в этот момент взяли бы с поличным. Вот только оперативники оказались недостаточно опытными и поторопились с арестом.

В итоге, хотя глава района и подписал бумагу, названную в приговоре суда фиктивным договором о реставрации танка, под суд пошел один его заместитель. Как говорится, взял все на себя и был за это вознагражден: отделался штрафом в 550 тысяч рублей. А ведь прокурор просил для него 3,5 года колонии общего режима.

Кстати, оспаривать приговор прокуратура не стала. Да и «потерпевший» Хахладжев тоже оказался гуманистом и попросил суд назначить Бойченко наказание, не связанное с лишением свободы.

Впрочем, к тому моменту приговор Бойченко был уже не особо важен — главное, что Овчаров, как ни упирался, все-таки после такого вселенского скандала написал заявление об уходе. В администрации Ростовской области им были очень недовольны (особенно с кадрами он куролесил — расставил на все посты своих родственников), да все не находилось достаточно серьезного повода, чтобы снять главу с должности.

Так что «танковое дело» оказалось весьма кстати. Так креативно — с применением тяжелого вооружения — районных начальников с должности, наверное, еще никогда не снимали.

Ну а танк эксперты оценили в 300 тысяч рублей — по цене металлолома. Сенсация обернулась фарсом. Но, кто бы ни придумал столь захватывающий детективный сюжет, человек этот явно не лишен фантазии и хорошо разбирается в психологии наших чиновников. Сколько ни ловят их на взятках в самых, казалось бы, нелепых и опасных для них ситуациях, а они все равно берут. Сами летят как бабочки на огонь: и страшно, но уж очень хочется. Тут-то и звонит «коллекционер».