Дорого, но сердито

Андрей Веселов
14 февраля 2013, 00:00

Владимир Путин обрушился с критикой на строителей олимпийских объектов в Сочи: строят дорого и медленно. Что, впрочем, давно не новость. «РР» проследил, как дорожала и затягивалась подготовка к Олимпиаде, и оценил реальную готовность к соревнованиям

Фото: Рамиль Ситдиков/РИА Новости

«Молодцы! Хорошо работаете!» — саркастическая оценка Владимиром Путиным подготовки к Олимпиаде в Сочи пока стоила постов лишь одному человеку. Крайним оказался вице-президент Олимпийского комитета России и глава ОАО «Курорты Северного Кавказа» Ахмед Билалов.

Но о том, что стоимость возведения олимпийских объектов неудержимо растет, а сроки их сдачи постоянно отодвигаются, известно давно. За последние годы сменились четыре главы «Олимпстроя» и три профильных вице-губернатора Краснодарского края, одного из которых, Василия Надирадзе, уволили с исчерпывающей формулировкой: «За попытку завысить стоимость работ по олимпийскому строительству».

Как корректировались сроки и сметы

Март 2011 года «Откуда такой песчаник, из Китая его, что ли, возят?» — поинтересовался в начале 2011 года тогда еще президент Дмитрий Медведев у начальника контрольного управления своей администрации Константина Чуйченко. Тот доложил ему, что гравий и щебень в Сочи стоит в три-четыре раза дороже, чем в среднем по России. Оказалось, что возят его все-таки не из Китая, а с соседних карьеров в Краснодарском крае.

Май 2012 года Проверка Счетной палаты зафиксировала общее превышение сметы по четырем объектам — бобслейной трассе, ледовому дворцу, Большой ледовой арене для хоккея и центральному стадиону — на 18 млрд рублей.

Июнь 2012 года Сочинское управление МВД возбудило два уголовных дела. По данным следствия, на 5,6 млрд рублей была необоснованно завышена стоимость центрального стадиона «Фишт» и на 2,4 млрд — трассы для бобслея. Изначально стадион оценивался всего в 332 млн рублей, а впоследствии смета выросла до 7,5 млрд. Бобслейную трассу намеревались сдать в 2011 году. Потом в марте 2012-го. Теперь хотят сдать в этом месяце, но нарекания к качеству льда остаются. Расследование уголовных дел пока не привело ни к каким результатам.

Сентябрь 2012 года Сданы сноуборд-парк и фристайл-центр. Смета на объекты увеличилась с 860 млн до 4 млрд рублей.

Декабрь 2012 года Введен в эксплуатацию керлинговый центр «Ледяной куб». Его строительство подорожало в три раза — с 452 млн до 1,5 млрд. Дворец зимнего спорта «Айсберг» по смете 2007 года оценивался в 1,4 млрд рублей, к открытию «подорожал» до 2,4 млрд.

Февраль 2013 года По итогам поездки Владимира Путина в Сочи уволен вице-президент Олимпийского комитета России и глава ОАО «Курорты Северного Кавказа» Ахмед Билалов. Якобы его фирмы строили олимпийские трамплины, которые подорожали с 1,2 млрд до 8 млрд рублей, а сроки сдачи затянулись на два года. Правда, позже выяснилось, что трамплины строила фирма брата Билалова.

Итоговые цифры таковы: в 2007 году, когда Россия выиграла право на проведение Олимпиады, расходы оценивались в 320 млрд рублей. К сегодняшнему дню они выросли до 1,14 трлн, а к началу соревнований составят 1,52 трлн.

При этом собственно на спортивные объекты, по словам вице-премьера Дмитрия Козака, потрачено около 200 млрд. Остальное — это инфраструктурные проекты по развитию всего региона. «Было бы неправильно, если бы мы обустроили территорию самих Олимпийских игр — Адлер и Красную Поляну, а Сочи оставили в том состоянии, в котором он находится», — аргументировал вице-премьер траты на новые дороги, гостиницы и даже очистные сооружения, которых в Сочи до последнего времени не было. При этом, по словам Козака, из 1,5 трлн чисто бюджетными окажутся около 700 млрд рублей, остальные 800 млрд — частные инвестиции.

Готовность объектов…

Скандал вокруг «трамплинов Билалова» породил опасения, что какие-то олимпийские объекты могут быть не сданы к Олимпиаде. Это напрасные страхи. Даже пресловутые трамплины на самом деле уже построены, и на них даже можно соревноваться. Проблема лишь в том, что этого никто не увидит: не готовы трибуны для зрителей.

…у моря и в горах

В так называемом Прибрежном кластере построены все запланированные спортивные объекты, кроме стадиона «Фишт», на котором пройдут церемонии открытия и закрытия Олимпиады. В «Олимпстрое» уверяют, что сдадут стадион осенью 2013 года, как и было запланировано. На самом деле изначально стадион планировали сдать в 2012 году, но не смогли. Однако степень готовности там большая, и до Олимпиады его сдадут точно. В крайнем случае на церемонии открытия будет немного пахнуть краской.

Остальные объекты построены, и во многих даже прошли тестовые соревнования, как, например, в ледовом дворце «Айсберг», на конькобежной «Адлер-арене». В ближайшие месяцы пройдут первые соревнования в большом и малом хоккейных дворцах.

Построены все объекты и в Горном кластере. Собственно, здесь еще в 2010 году появился первый исправно функционирующий объект — горнолыжный центр «Роза Хутор». Впрочем, лишь потому, что Владимир Потанин строил его с середины нулевых и не привязываясь к Олимпиаде. На остальных объектах тоже начались тестовые соревнования. На некоторых из них еще предстоит достроить трибуны для зрителей, служебные здания, подъездные дороги, благоустроить территорию.

Главная проблема, связанная с затягиванием строительства спортивных объектов, вовсе не в том, что мы не успеем к Олимпиаде, а в том, что нерасторопность строителей, по сути, лишает нас преимущества своей площадки: если бы объекты сдавались раньше, российские спортсмены тренировались бы на них дольше, изучили особенности трасс, льда, и это давало бы им некоторое преимущество. Его у нас на домашней Олимпиаде не будет.

…в городе

По оценкам Дмитрия Козака, именно на транспортную инфраструктуру приходится две трети всех затрат. И с инфраструктурой дела похуже, чем со стадионами. Так, лишь в прошлом месяце ввели в действие первую очередь автомагистрали — дублера Курортного проспекта. Две другие очереди планируют ввести к концу нынешнего года, то есть, по сути, непосредственно перед Олимпиадой.

Не до конца построена и совмещенная авто- и железная дорога, которая должна соединить Адлер, Олимпийский парк и Красную Поляну. РЖД потратило на эту дорогу 240 млрд,  а заработает она не раньше апреля нынешнего года.

Есть проблемы и со строительством гостиниц. Не все инвесторы укладываются в сроки, и на последнем совещании у Дмитрия Козака прозвучала идея: те девелоперы, кто не успеет построить гостиницы, обязаны будут зафрахтовать круизные лайнеры, чтобы расселить в них гостей Олимпиады. Десять инвесторов уже подписали дополнительные соглашения с этим условием. Судя по всему, на лайнерах разместят самых непритязательных участников Олимпиады — волонтеров.

В любом случае неготовность некоторых объектов повлияет лишь на уровень комфорта части гостей, но не на сам факт проведения соревнований.